Выплаты при рождении первого ребенка, обновленная программа маткапитала, помощь с ипотекой — большие перемены коснутся миллионов россиян. Сроки получения детских пособий Последние пенсионные новости

Увеличение МРОТ до 7800 рублей с 1 июля 2017 года в отдельных ситуациях повлияет на расчет больничных, декретных и детских пособий. Но стоит отметить, что никакой индексации пособий с 1 июля 2017 года не произойдет, просто в связи с повышением МРОТ произошли изменения в расчете и минимальных значениях. Разберемся поподробнее.

Минимальные пособия с 1 июля 2017 года увеличились. Размер минимального заработка для расчета пособий за два расчетных года составит 187 200 руб. (7800 руб. * 24 мес.) или 256,44 руб. в день (187 200 руб. / 730 дн.). Это изменение повлияет на расчет больничных и декретных в двух случаях:

Если работник за расчетный период не имел заработка;

Если средний заработок, рассчитанный за указанный период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ на день наступления страхового случая.

Еще одно основание для выплаты минимального пособия - если сотрудник в период нетрудоспособности по собственному заболеванию, находящийся на больничном, нарушил режим, предписанный врачом.

Минимальное пособие по беременности и родам

Напомним, что декретный отпуск – это законодательно установленный оплачиваемый период длительностью 140, 156 или 194 дня, который полагается каждой женщине для рождения ребенка и восстановления своего здоровья.

До 1 июля 2017 года МРОТ был установлен в размере 7500 рублей, и если отпуск по беременности и родам начинался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,575342 р. (7500 руб. * 24 мес. / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета пособия, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам до 30 июня 2017 года будут такие:

34 520,55 р. (246,575342 р. * 140 дн.) – в общем случае;

47 835,62 р. (246,575342 р. * 194 дн.) – при многоплодной беременности;

38 465,75 р. (246,575342 р. * 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 июля 2017 года минимальный размер декретных выплат нужно рассчитывать из нового минимального среднедневного заработка 256,438356 рублей. Приведем новые значения минимальных пособий по беременности и родам с 1 июля 2017 года при разной продолжительности отпуска:

35 901,37 р. (256,438356 * 140 дн.) – в общем случае;

49 749,04 р. (256,438356 * 194 дн.) – при многоплодной беременности;

40 004,38 р. (256,438356 * 156 дн.) – при осложненных родах.

Рассмотрим изменения на примерах.

Пример 1 .Курочкина О.Н. желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2017 года. Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж – 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется. Минимальный среднедневной заработок составляет 256,438356 руб. (7800 р. * 24 мес.) / 730. Дневное пособие – 256,438356 руб. (256,438356 р. * 100%). В итоге, сумма пособия Курочкиной О.Н. за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ в минимально допустимом размере, составит 35 901,37 р. (256,438356 р. * 140 дн.).

К началу отпуска по беременности стаж женщины может составлять меньше шести месяцев. Такое бывает, к примеру, если это первое место работы. Тогда декретные за полный календарный месяц не должны превышать МРОТ (ч.3 ст.11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В местностях с районными коэффициентами – в размере, не превышающем МРОТ с учетом таких коэффициентов.

Пример 2 .Иванова С.П. с 21 июня 2017 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2017 года. В расчетном периоде с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года заработка у нее нет. Страховой стаж – 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.

Определим средний дневной заработок исходя изМРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 246,58 р. (7500 р. * 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 246,58 р. (246,58 р. * 100%).

Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

в июне – 250 р. (7500 р. / 30 календ.дн.);

июле, августе и октябре – 251,6129 р. (7800 р. / 31 календ.дн.);

сентябре и ноябре – 260 р. (7800 р. / 30 календ.дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия изМРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие исходя изМРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

246,58 р. < 250 р.;

246,58 р. < 251,6129 р.;

246,58 р. < 260 р.

Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного изМРОТ – 246,58 рубля. В итоге размер пособия Ивановой С.П.за 140 календарных дней декрета составит 34 520,54 р. (246,58 р. * 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

Минимальное пособие по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Сумма минимального пособия (на первого ребенка) с 1 июля 2017 года не может быть меньше размера, рассчитанного из нового МРОТ, а именно 3120 рублей (7800 р. * 40%). Однако использовать новое значение следует, только если отпуск по уходу начался 1 июля 2017 года или позже. При этом «минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не меняется. Она остается в размере 6131 руб.до и после 1 июля.

Пример 3. Сотрудница летом идет в отпуск по уходу за первым ребенком. Расчетный период – 2015-2016 годы. За это время ей начислили 122 907,72 руб. Исключаемых периодов не было. Месячное пособие исходя из фактического заработка составит: 142 901,12 руб./ 731 дн. * 30,4 дн. * 40% = 2044,54 руб. Рассмотрим две ситуации. Первая – отпуск по уходу начинается до 1 июля. Посчитаем сумму месячного пособия исходя из прежнего МРОТ: 7500 руб.* 40% = 3000 руб. Ребенок у работницы первый. Значит, размер пособия не может быть меньше 3065,69 руб. Эта сумма и полагается работнице за полный месяц, поскольку она больше и 2044,54руб., и 3000 руб. Вторая ситуация – отпуск начинается 1 июля или позже. Размер пособия из нового МРОТ составит: 7800 руб.* 40% = 3120 руб. Это больше 3065,69 руб. Поэтому в данном случае начисляйте работнице 3120 руб. за месяц.

Если сотрудник заболел или работница ушла в отпуск по беременности и родам до 1 июля, использовать новый МРОТ нужно только в том случае, если сумма размера пособия была ограничена МРОТ, то есть в ситуации, когда стаж меньше шести месяцев.

Это связано с тем, что их рассчитывают исходя из такого правила - размер месячного пособия не может превышать величины МРОТ. На какую дату нужно брать МРОТ для исчисления пособий, в Законе № 255 не говорится (ч. 6 ст. 7 Закона № 255-ФЗ), поэтому пособие нужно пересчитать по месяцам, если в них действует разный МРОТ.

Пример 4 (больничный). Сотрудник болел с 28 июня по 4 июля 2017 года включительно (всего семь календарных дней). Расчетный период – 2015–2016 годы. Сотрудник трудится полный рабочий день, районные коэффициенты к зарплате в регионе не установлены. В течение 2015–2016 годов заработка у сотрудника не было. На момент заболевания его страховой стаж меньше шести месяцев. Значит, размер пособия не может превысить такую величину: 7500 руб./ 30 дн. * 3 дн. + 7800 руб. / 31 дн. * 4 дн. = 1756,45 руб., где 30 дн. и 31 дн. – число дней в июне и июле, а 3 дн. и 4 дн. – число дней болезни в этих месяцах. Теперь определим минимальный размер пособия. Для этого возьмем МРОТ на дату заболевания – 28 июня: 7500 руб.* 24 мес. / 730 дн. * 60% * 7 дн. = 1035,62 руб. Эта сумма меньше 1756,45 руб. Значит, работнику нужно начислить 1035,62 руб.

Пример 5 (декретный отпуск). Сотрудница ушла в отпуск по беременности и родам с 5 июня по 22 октября 2017 года включительно. В компанию она устроилась в феврале 2016 года. Это первое место работы. Значит, на момент ухода в декрет ее стаж меньше шести месяцев. Работница трудится полный рабочий день, районные коэффициенты к зарплате в регионе не установлены. Перед декретом бухгалтер посчитал размер пособия так. Расчетный период – 2015–2016 годы. Заработка в это время у сотрудницы не было. В этом случае минимальная сумма дневного заработка составит 246,58 руб. (7500 руб. * 24 мес. / 730 дн.). Но поскольку стаж меньше шести месяцев, размер пособия не может быть больше одного МРОТ за полный календарный месяц. При дневном заработке в 246,58 руб. размер пособия превысит МРОТ в тех месяцах, в которых 31 день (246,58 дн. * 31 дн. = 7643,98 руб.). То есть в июле и августе. Значит, за эти месяцы нужно выплатить 7500 руб. Кроме того, 31 день также и в октябре. Посчитаем пособие за этот месяц, а также за прочие месяцы, на которые приходится отпуск по беременности и родам:

246,58 дн. * 26 дн. = 6411,08 руб. (за июнь);

246,58 дн. * 30 дн. = 7397,40 руб. (за сентябрь);

7500 руб. / 31 дн. * 22 дн. = 5322,58 руб. (за октябрь).

В итоге размер пособия по беременности и родам составит:

6411,08 руб. + 7397,40 руб. + 7500 руб. * 2 + 5322,58 руб. = 34 131,06 руб. С 1 июля МРОТ вырос до 7800 руб., значит, размер пособия за период с 1 июля нужно пересчитать. Декретные за июль, август и октябрь теперь не превышает МРОТ. Сотруднице нужно доплатить вот такую сумму: (7643,98 руб. – 7500руб.) * 2 + 246,58 руб. * 22 дн. – 5322,58 руб. = 390,22 руб.

Ведущий специалист по аудиту

Программу материнского капитала продлить, с 2018 года ввести ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка, пока ему не исполнилось полтора года, для семей с двумя и тремя детьми сделать ипотеку доступнее (не более шести процентов в год; все, что выше, возьмет на себя государство) - это только часть масштабных планов, которые обсуждали в Кремле, на Совете по Нацстратегии в интересах детей.

А пока взрослые решали серьезные вопросы, дети нашли себе занятия во дворце. И такое его стены еще не видели.

Пока в Екатерининском зале Кремля президент проводил заседание со сложным названием «Совет по национальной стратегии в интересах детей», дети вовсю осваивали Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Пожалуй, впервые здесь ходили на руках и рисовали цветными карандашами яркие цветочки в блокнотах со строгой надписью «Москва. Кремль».

Президента здесь ждали те, кто победил во Всероссийском конкурсе «Моя семья». И даже готовили вопросы. Семья Савченко из Севастополя, например, хотела поговорить с Владимиром Путиным об ипотеке. Тем более что папа Алексей настаивает на пополнении. Все-таки у них пока только две дочки.

В это время президент как раз говорил об увеличении рождаемости. В рамках демографической инициативы президента предлагается дополнительная помощь молодым семьям с небольшими доходами.

«Для поддержки рождаемости предлагаю уже с января наступающего 2018 года установить ежемесячную денежную выплату, которая будет предоставляться при рождении первого ребенка и выплачиваться до достижения им полутора лет. Сумма выплаты будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте Федерации. Выплата будет адресной. Она будет предоставляться семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума», - сказал президент.

Выплаты эти будут ежегодно индексироваться. Если в следующем году пособие в среднем по стране составит 10 тысяч рублей в месяц, то в 2020-м превысит уже 11 тысяч.

Ждут изменения и работающую вот уже 11 лет программу «Материнский капитал», то есть программу выплат мамам, родившим второго и уж тем более третьего ребенка. Ее предлагается продлить до 31 декабря 2021 года. При этом тратить материнский капитал теперь можно будет не только на образование ребенка или улучшение жилищных условий семьи.

«Средства из материнского капитала можно будет получать в виде ежемесячных выплат тем семьям, которые особо нуждаются. Здесь будет действовать такой же адресный подход, как при выплатах на первого ребенка, - сообщил президент. - Кроме того, теперь можно будет использовать материнский капитал и на оплату услуг дошкольного образования, а точнее на уход и на присмотр за ребенком, уже с двухмесячного возраста ребенка. Знаю, что востребованность этой меры очень большая. В частности, мама после рождения ребенка сможет продолжить работу или образование».

«Материнский капитал» стал хорошим стимулом для рождения в семьях вторых детей. Ведь Россия, и об этом президент говорил не раз, в 2015 году вошла в период, когда сразу несколько негативных демографических волн наложились друг на друга. Повторяется это каждые 25 лет. Самые большие потери были во время Великой Отечественной войны. Тогда не родилось больше миллиона детишек. И почти тоже самое наблюдалось в кризисные девяностые, после развала СССР. Те годы по количеству неродившихся социологи сравнивают с войной.

Нивелировать исторически сложившуюся демографическую яму и позволяет нынешняя демографическая инициатива президента. Последние пять лет в регионах страны с наиболее низким уровнем рождаемости, а к ним относятся Приморский, Алтайский край, Камчатка, Ленинградская область, нуждающимся семьям с тремя детьми выплачивалось специальное пособие. Со следующего года такие пособия будут выплачиваться уже в 60 регионах с низкой рождаемостью.

Предложил Владимир Путин запустить и новую ипотечную программу для семей, у которых с первого января 2018 родится второй или третий ребенок.

«Покупая жилье на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6 процентов годовых. По оценке Минстроя, в предстоящие 5 лет эта программа может охватить свыше 500 тысяч семей», - сказал глава государства.

То есть при ставке ипотечного кредита, по данным Банка России, в 10 с половиной процентов, государство оплатит семьям 4 процента. На все эти программы потребуются сотни миллиардов рублей. Причем важно не только сохранить демографический рост, но и создать необходимые условия для воспитания и обучения уже детей.

И если с очередями в детские сады вопрос практически решен, то ликвидировать очередь в ясли – задача ближайшего времени. За два года планируется создать 326 тысяч дополнительных мест в яслях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Это ровно столько, сколько поступило заявлений от родителей в этом году.

Масштабные изменения в ближайшие десять лет ожидают и российские школы.

«Программа рассчитана на 10 лет, и в рамках этой программы планируется создать 6 с половиной миллионов новых мест для школьного образования. Конечно, мне хочется поддержать коллег, хочется нарастить темпы этой программы, потому что наряду с современным новым образованием сегодня, к сожалению, 3,5 тысячи учебных заведений (как правило, небольшие, в удаленных регионах) – это учреждения, которые требуют замены и вывода, это ветхие учреждения, которые даже не имеют, к сожалению, удобств для ребят», - сказала вице-премьер РФ Ольга Голодец.

Особое внимание медицинскому обслуживанию. Как прозвучало на заседании, за последние годы в России удалось достичь рекордно низких показателей детской и материнской смертности за всю историю страны. Во многом благодаря появлению в регионах новейших перинатальных центров, оснащенных по последнему слову медицинской техники. Таких центров уже больше 80.

«Вообще уникальная программа. Я не знаю примера ни одной страны в мире, где бы в таком количестве за относительно короткий промежуток были созданы современнейшие, оснащенные самым передовым оборудованием. Конечно, это суперская программа, она будет успешно завершена, уверена», - сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

«В последние годы был совершен хороший рывок по созданию в регионах перинатальных центров. Однако состояние большинства детских поликлиник, их оснащенность оборудованием оставляет желать лучшего. Здесь есть проблемы с очередями, с записью к нужному специалисту. Такое положение дел также служит сдерживающим фактором при принятии решения о рождении детей. Да и вообще это просто нужно исправлять и улучшать. Для того чтобы провести реконструкцию детских поликлиник, их капитальный ремонт и дооснащение оборудованием, по предварительным расчетам, потребуется более 50 миллиардов рублей», - сообщил Владимир Путин.

Всего программа под общим названием «Десятилетие детства» состоит из шести ключевых пунктов. Также обстоятельно Владимир Путин рассказывал о своей демографической инициативе победителям конкурса «Молодая семья». Они все-таки дождались его с совещания. И теперь слушали так внимательно, что даже забыли о чаепитии, на которое и были приглашены.

«Я предлагаю все-таки приступить к чаепитию. Потому что, смотрю, здесь так конфетка аппетитно на вилке торчит, и дети смотрят и думают: можно начать или нет. Можно! Давайте начнем! Коля, начинай», - сказал Владимир Путин.

И Коля начал, а родители задавали уточняющие вопросы и, как это обычно бывает, хвалили своих детей. Когда еще это можно похвалиться самому президенту!

Вячеслав Потехин рассказал про своих детей: «Это Виолетта. Если у нас Сабина родилась в Южно-Сахалинске, Виолетта в Москве родилась. Елисей занимается уже третий год дзюдо и пятый год боксом. Полина изучает языки, Юлианочка музыкой занимается».

Семья Кодзоевых из Ингушетии рассказала, как двойняшки Акрамат и Батыр загадали желание и написали об этом Деду Морозу. Дети пожелали пожать руку Владимиру Путину. Желание серьезного Батыра исполнилось. Он, хоть и смущаясь, но пожал руку президенту, когда после чаепития победители, проводившегося второй раз в истории страны конкурса «Моя семья», фотографировались на память с Владимиром Путиным.

Для выполнения новой программы поддержки семей не нужно вносить изменения в проект бюджета на ближайшие три года. Как сообщил министр финансов Антон Силуанов, для этих расходов есть финансовый резерв.

Демографическую инициативу Владимира Путина также прокомментировали в парламенте. Представители профильных комитетов называют эту программу приоритетом. В ближайшее время будет налажена совместная работа Госдумы с федеральными министерствами и ведомствами в регионах.

ГОРОДА МОСКВЫ

О ежемесячном пособии на ребенка


Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 139, 20.11.2008, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 65, 25.11.2008).
(Тверская, 13, N 12-13, 31.01.2012, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 6, 31.01.2012);
(Официальный сервер Московской городской Думы, duma.mos.ru, 19.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2016).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве;

2) иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.

2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

3) женщин, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Статья 2. Правовые основы назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка

Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Право на ежемесячное пособие на ребенка

1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона. Данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

2. Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

3. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается Правительством Москвы.
Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 4. Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, его размер и сроки индексации

Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 5. Орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка

Органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, является уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 6. Обращение за назначением ежемесячного пособия на ребенка (утратила силу с 9 января 2017 года)

(Утратила силу с 9 января 2017 года - .

Статья 7. Сроки назначения ежемесячного пособия на ребенка

1. Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. При обращении за назначением ежемесячного пособия на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Часть утратила силу с 9 января 2017 года - Закон города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 ..

4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается не ранее, чем с месяца регистрации родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) по месту жительства в городе Москве.

Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

1. Основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются:

1) превышение среднедушевого дохода семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, и (или) несоответствие иным критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2008 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации;

6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы (пункт дополнительно включен с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2).

2. Выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается в случаях, указанных в пунктах 2-5 части 1 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

1) неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд;

2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством.

4) непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.
Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:

1) достижение ребенком возраста 18 лет (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 ;

2) снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка (далее - получатель) с регистрационного учета в городе Москве;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 . - См. предыдущую редакци ю)

3) установление наличия основания, предусмотренного пунктом 1 или пунктом 6 части 1 настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 ;

4) смерть ребенка.

5) непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

6) установление уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 9. Обязанности получателей ежемесячного пособия на ребенка

1. Получатели обязаны в месячный срок информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка, приостановление или прекращение выплаты указанного пособия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. В случае изменения среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, получатели обязаны информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в трехмесячный срок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 10. Выплата ежемесячного пособия на ребенка

(Название в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

1. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за текущий месяц.

2. Ежемесячное пособие на ребенка, не востребованное своевременно, выплачивается за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных Правительством Москвы на соответствующий период.

3. Ежемесячное пособие на ребенка, не полученное своевременно по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, выплачивается за прошедшее время без ограничения срока.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия на ребенка

1. Излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия на ребенка удерживаются в случае, если переплата произошла по вине получателя (предоставление заведомо недостоверных сведений, сокрытие данных, влияющих на право и (или) размер ежемесячного пособия на ребенка).

2. Удержания ежемесячного пособия на ребенка производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты указанного пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

3. Суммы ежемесячного пособия на ребенка, излишне выплаченные получателю по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 12. Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка

Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы.

Статья 13. Право граждан, имеющих детей, на иные меры социальной поддержки

Правительством Москвы могут устанавливаться иные меры социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 14. Заключительные положения

2. Граждане, которым ежемесячное пособие на ребенка было назначено до 1 января 2005 года, сохраняют право на его получение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона.

3. Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право на получение ежемесячного пособия на ребенка в размере и порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Воспитание детей - ответственный процесс, требующий не только моральных, но и крупных финансовых вложений. В связи с этим государство предусматривает выплату детских пособий для отцов и матерей. Детские пособия это различные виды отчислений, цель которых оказать материальную поддержку семьям, имеющим детей, и обеспечить подрастающему поколению достойный уход и воспитание. Поэтому такие фонды щедро спонсируются средствами государственного бюджета и других источников.

Таблица пособий по уходу за ребенком с 1 января 2019 года

Сроки назначения и получения детских пособий

Женщины, позаботившиеся о том, чтобы встать на медицинский учет не позднее первых трех месяцев беременности, могут рассчитывать на получение единовременной выплаты. При этом срок подачи заявления на оформление этой выплаты не может превышать шести месяцев с момента наступления 12-недельного срока беременности .

Единовременные и ежемесячные пособия по беременности и родам для нуждающихся женщин могут назначаться тем, кто своевременно подал соответствующее заявление - не позднее чем через полгода после возобновления женщиной трудовой деятельности.

Родовой сертификат - документ, который в каком-то смысле предохраняет беременную женщину от некачественного медицинского обслуживания, оплачивая часть предоставляемых медицинским учреждением услуг. Срок оформления родового сертификата - с наступления 30-й недели беременности до рождения ребенка.

Беременная женщина, своевременно вставшая на медицинский учет, имеет право на предоставление ей необходимых лекарств за счет государственных средств или со значительной скидкой. При этом бесплатные лекарства выдаются единовременно на любом сроке беременности вплоть до рождения ребенка.

  • Единовременное .

Общее единовременное пособие необходимо оформить в течение полугода с момента рождения ребенка. После подачи документов запрос обрабатывается, как правило, в течение двух недель , и происходит начисление выплат.

  • Ежемесячное пособие на ребенка.

Компенсационные ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей, обычно составляют около 40 процентов от дохода родителя. При этом, начиная с 2019 года, семья может претендовать на данный размер выплат до достижения ребенком 3 лет (ранее до 1,5 лет). Заявление на эту компенсацию рассматривается до достижения ребенком этого возраста.

Существует отдельный вид выплат для детей военнослужащих. Срок выплаты детского пособия при этом прекращается при достижении ребенком трех лет.

Заявлению на выплату компенсаций может подавать беременная жена военнослужащего, срок беременности которой составляет от 6 месяцев . Выплата при этом является единовременной.

Семьям, которые не в состоянии обеспечить ребенку здоровое полноценное питание, а также беременным и кормящим матерям государство предусматривает соответствующее пособие. При этом срок подачи заявления не может превышать полугода с момента рождения ребенка.

Обновление: 15:22 16.04.2019

В 2017 году окончательно закреплена практика повышения детских пособий и иных социальных выплат ежегодно с 1 февраля исходя из показателей фактической инфляции за предыдущий год. Это стало возможным благодаря работе Правительства по снижению темпов роста потребительских цен, из-за высоких показателей которых годом ранее возникла необходимость впервые приостанавливать действующий порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, сложившийся в течение предыдущего десятилетия.

В то же время пока это никак не распространяется на размер материнского капитала в 2017 году . Его сумма сохранится на действующем уровне 453026 рублей не только еще на один год, но и будет сохранена еще как минимум до 1 января 2020 года согласно новому правительственному закону о заморозке маткапитала от 19.12.2016 № 444-ФЗ , принятому вместе с законом о федеральном бюджете на ближайшие три года от 19.12.2016 № 415-ФЗ .

Индексация пособий в 2017 году (таблица)

Второй год подряд размер детских пособий, предусмотренных федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ, пересматривается с целью повышения суммы выплат не с 1 января нового года, как это было впервые установлено в 2008 году, а с 1 февраля 2017 года на величину фактической инфляции, которая согласно официальным данным Росстата составила всего 5.4% (рекордно низкий показатель за всю современную российскую историю).

В сравнении с 2015 годом прошлым годом рост цен сократился более чем в 2 раза - тогда годовая инфляция по данным Росстата составила 12.9%, что впервые в новейшей истории сделало невозможным полностью проиндексировать не только пособия и материнский капитал, но и страховые и социальные пенсии. К слову, пенсии в 2017 году Правительство тоже обещает проиндексировать полностью на 5.4%.

Размер материнского капитала в 2017 году

Сумма в 2017 году не изменится - ее размер вновь составит 453026 рублей . В последний раз размер сертификата повышался с 1 января 2015 года (на 5.5% с прежних 429.4 до текущих 453 тыс. руб.), т.е. фактически семьи с детьми уже два года подряд имеют дело с так называемой заморозкой материнского капитала .

Поэтому про индексацию сертификата семьям можно совсем забыть на ближайшие 3 года. Необходимость в заморозке размера маткапитала с 2017 до 2020 года Правительство связывает со следующими основными обстоятельствами:

  • в федеральном бюджете