Притчи для детей читать онлайн. Поучительные притчи о дружбе и настоящих друзьях. На всех не угодишь

Притчи для детей

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .

Мудрый отец


Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки.
Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно.
- Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, - сказал старший мальчик.
- Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, - возразил младший брат.
- Сделать скамейку нетрудно для плотника, - гордо заявил старший мальчик.
- А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, - решил младший.
Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки.
Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать.
Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой.
Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик.
- Замечательная игрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, - похвалил отец.
Потом он спросил старшего сына:
- А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку.
- Твои гвозди плохо вбиваются, - пробормотал мальчик и покраснел.
- Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, - строго сказал отец.


Вопросы и задания:

Уважение к матери


Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать.
По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
- Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, - велел слуга нищенке.
- Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, - попросила старая женщина, а потом добавила:
- Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть.

Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
- Ты же видишь - это нищенка. Гони ее прочь, - сердито приказал он слуге. - У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
- Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает».
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

Вопросы и задания:

Чужая мать

Старая женщина с трудом шла по раскисшей дороге. За плечами у нее был большой мешок.

Она только вышла из города, когда увидела, что навстречу ей едет кибитка.

Молодой возница остановился и ждал, пока старуха отойдет на обочину и освободит ему дорогу.

Старая женщина, задыхаясь, попросила юношу:

Довези меня, милый, до дома, а я отдам тебе половину мешка риса. Добрые люди дали мешок риса, но он слишком тяжел, боюсь, не донесу.

Извини, не могу, мать. Два дня я работал без отдыха - возил людей. Сам устал и конь мой устал, - отказался возчик.

Кибитка уехала, а старуха, с трудом подняв мешок на плечи, побрела дальше.

Вдруг она услышала за собой цокот копыт и голос молодого возницы:

Садись, мать. Я все-таки решил довезти тебя.

Юноша помог старушке сесть в кибитку и уложил ее мешок. Дорога заняла около двух часов.

Чтобы не уснуть от усталости, юноша рассказывал старушке о своей жизни.

Я приехал сюда вместе с конем из горного селения на заработки. Один я сын у матери и должен помочь ей вернуть долг богатому соседу.

Мой сынок тоже уехал на чужбину за заработком. Давно нет от него вестей, - вздохнула мать.

Подъехав к дому, старушка предложила юноше отсыпать половину риса из мешка.

Я не возьму рис, - отказался юноша. - Увидев Вас, я вспомнил свою мать.

Мать - родник у подножия горы. Может, кто-нибудь также подвезет мою мать, когда ее старым ногам будет тяжело подниматься в гору.

Вопросы и задания:

Почему юноша подвез бесплатно пожилую женщину, несмотря на то что он устал?

Как вы думаете, поможет кто-нибудь его матери в горах, если ей будет трудно?

Как бы вы помогли своей маме, если бы находились далеко от нее и не могли приехать?

Напишите слово «МАМА» красивыми буквами так, чтобы каждая буква была похожа на вашу маму.

Почему одному плохо

Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка - помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.
Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.

Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет.

Бабушка, не ваш ли это посох? - спросила девочка.
Схватила бабушка посох, обрадовалась:

Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?
- Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка.
- Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит.
- Это хорошо, - обрадовалась девочка, - но кто меня кормить будет?
- Об этом не беспокойся, - сказала бабушка и взмахнула посохом.

Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду.

День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала:

Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
- Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, - прозвучал чей-то голос.
- Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай - не рай , - сказала девочка.

В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой - попить, третий - поиграть, а девочка и рада.


Вопросы и задания:

Кто нежнее?

Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.

«Ты нежная, словно роза в саду», - говорил отец, любуясь старшей дочкой.

Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.

Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило.

Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.

Младшая дочка сказала: - Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.

Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.

Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.

Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая - нежная красавица, а младшая - самая обычная.

Обнял отец младшую дочку и сказал:

Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.

Мне кажется, я намного нежнее! - воскликнула старшая дочка.

Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. - ответил отец.

Вопросы и задания:

Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?

Кто в вашей семье самый нежный?

Какими способами можно проявить нежность?

Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.

Кто больше любит?

Вождь племени был стар и силен. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись.

Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! - восклицал старший сын.
- Твой ум, отец, умножает наши богатства! - заявлял средний сын.
- Здравствуй, отец, - говорил младший сын.

Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал.

Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, - приказывал отец.

Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.

Однажды медведь поранил вождю руку. Все племя радовалось богатой добыче, но вождь ушел с пира, потому что его рука сильно болела.

Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела.

Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя.

Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождем.

Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала.

«Узнаешь, болея, кто любит сильнее», - сказал отец младшему сыну.

Когда пришел день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил:
- Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождем станет мой младший сын.


Вопросы и задания:

Что хранят книги?

Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу.
Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться.
- Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, - сказал мальчик.
- Сначала научись читать, а потом говори, - ответил отец.
Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя.
Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира.
- Эти плоды горькие! - воскликнул мальчик. - Я пробовал их в начале лета в лесу.
- Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, - добавил мальчик.
- Плоды инжира сладкие и полезные, - объяснил учитель. - В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир.
- Откуда вы это знаете, учитель? - с удивлением спросил мальчик.
- Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят, - ответил учитель.
С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал:
- Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи.
- Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, - улыбнулся сын.

Вопросы и задания:

Диалог – презентация

«Страна Вежливости»

– Представим, что перед вами два указателя. Один из них показывает в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?
(Предупреждаю, что путь в страну Вежливости лежит через страну, в которой нет никаких правил)
– Итак, мы попадаем в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «А я так хочу!», «А мне все равно», «Я самая, самая!»
– Представьте на минутку, что можно увидеть на улицах этой страны?
– Хотели бы вы остаться в этой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?
– А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только соблюдать правила поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране каждый немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет тебе, будет рад тебе и твоим успехам.
– Итак, если вы хотите стать немного добрыми волшебниками, то нужно непременно познакомиться с добрыми (волшебными) словами.
Спасибо («Пусть спасет тебя БОГ»)
Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Пожалуйста! («пожалуй» – сделай милость, окажи любезность; «ста» – форма обращения. например, Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины).

Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»

попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

Что это за человек? – спросил внук деда.

И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

А это что за человек? - спросил внук деда.

Обыкновенный человек, - ответил дед.»

Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

Занятие по сказке СЕРДЦЕ МАМЫ

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками - тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом - от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я - самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы - он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

Вопросы и задания к сказке:

  • Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
  • Представьте, что все деревья - это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
  • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
  • Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
  • Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

«Спасибо» В.А. Сухомлинский

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо, тебе ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку – Ведь ручей не живой, не услышит твоих слов, не поймет твоей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…


Наши дети постоянно стремятся познать новое, им интересно все загадочное и неизведанное. Но разобраться в сложных жизненных вопросах часто бывает нелегко.

В притчах заложена вековая мудрость поколений, философские размышления и полезные советы. Простой сказочный язык будет понятен детям. С древних времен притчи служили средством нравственного и культурного воспитания. Эти небольшие по объему рассказы заставляют детей и взрослых задуматься о своих поступках, совести, о вечных ценностях. Истории помогают развивать мышление, память, восприятие, и являются, по сути, учителем, воспитывающим в детях любовь, порядочность, миролюбие - духовную красоту. Главное - притчи рассказывают о том, что жизнь многогранна, просторна, и всегда можно отыскать множество вариантов выхода из любой сложившейся ситуации. Данный материал очень хорошо поможет учителю подготовить и провести классные часы, беседы, внеурочные занятия направленные на воспитание духовно-нравственных качеств, а также полезен для проведения уроков ОРКСЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добро и зло

Прощаясь с учениками, учитель всегда говорил им: «Идите и ищете добро». Ученики разъезжались, и больше учитель их не видел.

Однажды к учителю пришел странник и сказал:

Учитель, когда-то я был вашим учеником и теперь хочу снова стать им. - Я научил тебя всему, что знал, - ответил учитель.

Вы велели мне искать добро, но люди всюду творят зло, в их сердцах нет благодарности, - возразил ученик. - Я долго искал, но не нашел добра. Сейчас я вернулся, чтобы вы научили меня искать.

Хорошо, - согласился учитель, - я тебя научу, но сначала иди в лес, который начинается сразу за моим домом. Там найди избитого человека. Спаси его, не спрашивая ни о чем и не обращаясь за помощью к другим. Даже не упоминай в селении имя этого человека.

Странник ушел в лес и вскоре по стонам нашел несчастного. Тогда странник построил

шалаш и стал лечить бедняка травами. Когда неизвестный поправился, он долго благодарил своего спасителя, а потом ушел прочь. Странник вернулся к учителю и воскликнул:

Учитель, спасибо вам. Теперь я узнал, что благодарность существует. От этого бедного человека я услышал, наконец, добрые слова!

Этот человек - вор. Жители селения избили его, а он проклял их. Он сказал тебе добрые слова, потому что на самом деле и добро и зло живут в твоем сердце, - произнес учитель.

Вопросы и задания:

Как вы думаете, почему ученик всюду видел только зло?

  • Что объяснил ему учитель?
  • Как бы вы объяснили человеку, что мир вокруг него зависит в первую очередь от его мыслей и поступков?
  • Расскажите о каком-либо случае из своей жизни, когда чья-то доброта помогла вам справиться с проблемой.
  • Нарисуйте контур своего сердца и раскрасьте его разными красками, которые соответствуют вашим чувствам.
  • Проведите эксперимент. Подойдите к человеку, который рассержен или раздражен, и скажите ему что-то доброе. Проанализируйте его реакцию.

Два крыла

Посадил однажды ангел небесный в землю два семечка: одно семечко мужского духа, а другое - женского. Ангел семечки поливал, оберегал, и вскоре выросли из них два цветка.

Один - словно утренняя заря на нежном и гибком стебельке. Второй - словно грозовое небо на крепком и сильном стебле. Вместе росли цветы, вместе под ветром колыхались. Цветок женского духа чаще всего смотрел на восток - зарю встречал, а цветок мужского духа любил смотреть на запад, закат провожал.

Когда цветки отцвели, вместо плодов у них выросло по крылышку. С изумлением смотрели цветы на свои крылья, не зная, что с ними делать. Но однажды на рассвете цветок женского духа затрепетал крылом и попытался оторваться от земли. Чуть-чуть приподнялся и тут же рухнул обратно. Обессиленный, склонил он крыло к земле. Прилетел ангел и принялся выхаживать поникший цветок.

Не надо меня спасать, - прошептал цветок, - с одним крылом я не смогу летать, напрасна моя жизнь.

С одним не сможешь, но разве ты не видишь рядом второе крыло? - спросил не бесный ангел. - Дух женский и дух мужской - два крыла одной птицы.

Цветок женского духа приподнял головку и взглянул на своего соседа. Тот заботливо обнял его и помог выпрямиться. Небесный ангел наполнил цветы дыханием любви. Потом он взлетел и позвал цветы за собой.

Соединились два цветка, обнялись, взмахнули двумя крыльями и поднялись высоко в небеса.

Вопросы и задания:

Как вы думаете, чье крыло сильнее - женское или мужское?

  • Какие качества необходимы женщине и мужчине, чтобы их крылья никогда не сломались?
  • Нарисуйте два цветочка до и после того, как они взлетели.
  • Расспросите своих родителей, как они встретились.

Нарисуйте их любовь в образе крылатого цветка.

  • Нарисуйте на листе ватмана птицу вашей семьи. На одном крыле этой птицы напишите все хорошие качества мужской половины семьи, а на другом крыле все хорошие качества женской половины семьи.

Два ангела

Послал Господь к людям двух ангелов: белого ангела счастья и черного ангела несчастья. Говорит белый ангел черному:

Я дам людям счастье, а ты только испортишь мою работу. Возвращайся обратно на Небеса и не мешай мне.

Давай посмотрим, кто какую пользу людям принесет, - возразил черный ангел.

Спустились ангелы на землю и увидели двух братьев, которые землю пахали. Работали они много, но каменистое поле плохие урожаи давало. Тогда ангел счастья зарыл под камнем котелок с золотом и шепнул младшему брату, чтобы тот камни с поля убрал. Стал младший брат убирать камни и нашел золото. Купили братья много хорошей земли, построили большой дом, женились, и дети у них родились.

Младший брат успешнее старшего хозяйство вел. Тогда тот стал думать, что брат часть золота припрятал. Разругались братья, жены их тоже поссорились, а дети драться начали.

Тут ангел несчастья вмешался. Усыпил младшего брата, когда тот за столом возле свечки сидел. От свечи стол загорелся, а за ним и весь дом. Хорошо, что ангел счастья помог, и все успели выбежать.

Вдруг сын старшего брата закричал: «В доме мой щенок» - и побежал в огонь. Оцепенели все, а младший брат вылил на себя ушат воды и кинулся вслед за ним. Вынес из огня мальчика, обгорелого, но живого. Крепко обнял старший брат младшего и сказал:

Прости меня, что плохо о тебе думал.

Вместе мы быстро дом заново отстроим. Увидев, как братья дружно работают, черный ангел прошептал белому:

Видишь, счастье дружбу людей сломало, а несчастье укрепило.

Жизнь - это всегда чередование белого с черным.

И в это мгновение кончики крыльев черного ангела слегка побелели.

Вопросы и задания:

Почему братья поссорились, когда разбогатели?

  • Как вы думаете, почему несчастье помогло братьям снова стать дружными?
  • Как вы думаете, почему кончики крыльев черного ангела слегка побелели в конце притчи?
  • Вспомните о какой-либо неприятности в вашей жизни и подумайте, чему она вас научила.

Почему под маяком темно

Цветок вырос на сером каменистом утесе, в тени маяка. Он радовался, что в каменной щели достаточно земли для его корешков. Цветок дружил с морским ветерком, который приносил ему влагу. - Все вокруг прекрасно, кроме этой высокой каменной башни, - сказал однажды цветок ветерку. Она заслоняет от меня солнце.

В этой каменной башне живет свет. Она пронзает ярким лучом ночь и указывает кораблям дорогу в море, - объяснил другу ветерок. Цветок был безмерно удивлен. «Неужели эта башня умеет светить? - воскликнул он. - Почему я не вижу ее света?»

Маяк светит вдаль, поэтому под маяком всегда темно . Своим лучом света он прорезает тьму и указывает кораблям дорогу домой. Нужно стать кораблем, чтобы увидеть его свет, - объяснил ветерок. С тех пор цветок не горюет, что башня маяка заслоняет от него солнце. Иногда он ласково шепчет: «Свети, маяк. Пусть я не корабль, но я знаю, что свет нужен им, чтобы вернуться домой».

Если вы живете в тени маяка, не забывайте о том, что он светит другим.

Вопросы и задания:

Кого из знакомых вы можете сравнить с маяком?

  • Какого человека можно сравнить с кораблем, радугой, солнцем или цветком?
  • Расскажите о каком-нибудь светлом деле, которое делают ваши знакомые.
  • Нарисуйте, как маяк спас в бурю корабль.
  • Один ребенок - водящий. Он получает фонарик и играет роль маяка. Водящий направляет фонарик на кого-либо из своих друзей и говорит, какое хорошее дело может сделать этот человек.
  • Тот, на кого упал свет фонарика, рассказывает, сможет ли он выполнить это дело и как.
  • Как вы думаете, какую роль свет играет в жизни человека?
  • Согласны ли вы с тем, что в душе каждого человека живет свет? Как вы думаете, почему одни люди дарят свой свет и тепло всем окружающим, а другие - нет?
  • Люди часто употребляют разные слова и выражения, связанные с солнцем и светом. Вспомните эти слова и выражения и объясните их. (Сияющая душа, светлый человек, светлая жизнь, светильник души, солнце жизни, зажечь сердце, вечный свет и т.д.)

Когда ум бессилен

Однажды два ангела разговаривали об уме и вере.

Умному человеку легче верить в Бога. Он понимает, что вселенная не возникла сама по себе, - сказал один ангел. - Напротив, умные люди порой думают, что вера не нужна, что человек может всего достигнуть сам, - не согласился другой. В конце концов ангелы отправились на землю выяснить, кто прав.

Попали они на чествование великого врача, который нашел чудесное средство от слепоты. Все восхищались чудесами исцеления, а один из ангелов спросил ученого:

Скажите, пожалуйста, помогла ли вам вера в Бога?

Мне помогла вера в себя, а не в Небесные силы, - ответил ученый.

В жизни бывают моменты, когда человек взывает: «О Боже, помоги!» Вы так делали? - поинтересовался ангел. - Умный человек будет действовать, а не взывать к Небесам! - заметил ученый.

Мне кажется, чем умнее человек, тем больше ему нужен Бог, чтобы он не подумал, что знает все , - возразил ангел, но ученый не слушал его.

Видишь, ум мешает человеку верить, - вздохнул второй ангел.

Подожди немного, - попросил первый ангел.

Вскоре ученому поступило выгодное предложение на изготовление лекарства, но он вдруг обнаружил, что рукопись исчезла. Следов взлома не было, и вора не нашли. Отчаянье охватило врача, и он воскликнул:

О Боже, помоги! Я слишком много работал и даже сам стал слепнуть. Неужели все напрасно?!

Ангелы знали, что вор проник через окно, а потом спрятал драгоценную рукопись на дереве. Превратившись в птиц, они сели возле рукописи и громко запели. Ученый не сразу заметил птиц, но когда увидел, не поверил своим глазам.

О Боже! О Боже, - только и смог проговорить он.

Вопросы и задания:

  • Почему ученый все-таки обратился за помощью к Богу?
  • Как помогает человеку вера в Бога?
  • Почему люди чаще всего вспоминают о Боге в трудные минуты жизни?
  • Представьте, что вам надо написать Богу письмо. О чем вы ему напишете?
  • Дети делятся на пары. Один человек убеждает другого в том, что вера в Бога - признак ума, другой - убеждает его в обратном.

Мир земной и небесный

Где моя мама? - спрашивал сирота.

Смерть забрала ее, - отвечали люди.

Решил тогда сирота Смерть найти. «Посмотрю, где Смерть маму прячет, и уведу ее домой», - думал сирота и шагал без устали через поля и леса, долины и горы. Много земель исходил сирота и однажды заблудился в черном лесу. Долго продирался он сквозь чащу, все руки исколол, всю одежду изорвал. Вдруг кончилась черная чаща, и выбрался сирота на луг полный цветов.

Небо озарилось дивным цветом, а навстречу ему вышла девушка неописуемой красоты. Ласково погладила девушка сироту, и все его царапины зажили мгновенно. - Кто ты? Царица здешней земли? - спросил сирота.

У меня нет земли. Я живу между мирами и провожаю людей из здешнего мира, полного боли и страданий, в мир света и любви.

Я бы хотел туда попасть, но сначала мне нужно найти маму. Ее забрала злая старуха Смерть, - вздохнул сирота.

Как ты думаешь, я способна причинять людям зло? - спросила прекрасная девушка и взглянула сироте прямо в глаза. От этого взгляда потеплело у сироты на сердце, и прошли усталость и голод.

Нет, ты прекрасна, как неземная фея, - ответил сирота.

Это я проводила твою маму из здешнего мира в мир Небес, - призналась девушка. - Но твое время еще не пришло. Сирота заплакал, а девушка ласково сказала:

Запомни: « Смерти нет, есть только смена миров ». Твоя мама видит тебя с высоты и посылает тебе свою любовь, - с этими словами девушка вложила в руку сироте неувядающий цветок. Потом она дунула на его глаза, и сирота сладко уснул на лугу. Когда он проснулся, девушки уже не было, а в его руке лежал неувядающий цветок любви.

Вопросы и задания:

Почему сирота думал, что смерть - это страшная, злая старуха?

  • Что вы представляете и испытываете, когда слышите слово «смерть»?
  • О чем рассказала сироте прекрасная девушка?
  • Как бы вы утешили ребенка, у которого умерла мама?
  • Почему сирота получил неувядающий цветок любви?

Звездочка надежды

Война длилась десять лет. Страна лежала в руинах. Люди сходили с ума от потерь и горя. Но самое страшное произошло, когда люди стали терять надежды. Когда теряется чья-то надежда - гаснет звезда. Сначала это было незаметно: одна звездочка, другая, третья... Где умирает надежда, там возникает пустота. Когда погасли почти все звезды, страну охватил хаос. Ночами видны были только пожары и слышен вой зверей.

Но одна звездочка не погасла. Это была надежда маленькой девочки. Она потеряла свою маму, но верила всей душой, что мама найдется.

Девочка упорно шла вперед за своей маленькой звездочкой. Ангел надежды заботливо охранял ее и шептал ей на ушко: «С надеждой жить легче. Надежда все одолеет».

И девочка ни разу не попала в беду, несмотря на ужасы войны.

Однажды она шла через дремучий лес. Дорогу девочке перегородил огромный овраг. Малышка смело полезла вниз, но поскользнулась и кубарем свалилась в какую-то пещеру. Оказалось, что люди прятались в овраге от войны. И первым, кто подхватил девочку на руки, была ее мама.

Значит, я тоже найду маму! - воскликнул оборванный мальчишка. В небе рядом с маленькой звездочкой тут же зажглась еще одна звезда.

Я обязательно отыщу своих детей, - проговорила изможденная женщина. - А я верю, что мой муж жив, - воскликнула другая.

Со всех сторон раздавались возгласы надежды, а в небе вспыхивали звезды.

Лучше без одежды, чем без надеж д ы , - проговорил кто-то, и воздух затрепетал от шелеста крыльев ангелов надежды. Теперь у них снова была забота - хранить надежды людей.

Вопросы и задания:

Почему, когда люди потеряли надежды, в небе погасли звезды?

  • Как вы думаете, почему только одна девочка не потеряла надежду?
  • Что надежда дарит человеку?
  • Почему в жизни стоит всегда надеяться на лучшее?
  • Нарисуйте ангела надежды и звездочку, которые привели девочку к ее маме.
  • Нарисуйте своего ангела-хранителя и придумайте сказку о том, как он вам помогает.
  • Придумайте историю о том, как по земле плывет парусник Надежды.

Орехи и скорлупа

Много дней шторм носил рыбачью лодку по волнам и, наконец, прибил ее к берегу необитаемого острова. Выбрался рыбак из лодки, упал на песок и взмолился:

Спасибо, Боже! Ты не дал мне утонуть, не дай же мне умереть от голода и жажды. Помоги мне вернуться к моей жене и детям. Долго молился рыбак, взывал к Господу, и вдруг раздался голос.

Я дух острова, хочу помочь тебе. Иди, рыбак, вдоль берега и через час пути найдешь кокосовые пальмы. На них есть кокосовые орехи. Они утолят и голод, и жажду. Вскоре рыбак нашел пальмы. К его радости, несколько спелых кокосовых орехов лежало на земле. Обрадовался рыбак и воскликнул:

О, Боже! Ты всегда заботишься о тех, кто верит в Тебя.

Но скорлупа орехов была такой твердой, что рыбак не смог прокусить ее.

О Боже, мои зубы недостаточно тверды и остры, чтобы справиться с твердой скорлупой кокосов, - заплакал рыбак.

Вокруг полно камней, рыбак. Бог создает орехи, но не разбивает скорлупу , - проговорил дух острова.

Вопросы и задания:

Почему рыбак не догадался сам взять камень и разбить орехи?

  • Часто люди сетуют на жизнь, обвиняя Бога и судьбу в том, что с ними происходит. Как вы думаете, кто виноват в неприятностях, которые происходят с людьми?
  • Расскажите о какой-нибудь неприятной ситуации, которая случилась с вами. Как вы думаете, кто был виноват в этой ситуации?
  • Как вы поступаете в трудной ситуации: стараетесь сами найти выход из нее или ждете, когда вам кто-нибудь поможет?
  • Расскажите о каких-либо случаях из своей жизни, когда вам как будто бы с неба упало спасение.
  • Нарисуйте дух острова в каком-либо сказочном образе.
  • Верите ли вы, что Бог приходит людям на помощь в трудные моменты жизни?
  • Как вы думаете, Бог помогает всем людям или только тем, кто верит в Него?

Зачем человеку руки

Тебе даны две руки не для того, чтобы хулиганить, - сердито сказала мама сыну.

А для чего они даны мне? - поинтересовался мальчик.

Чтобы учиться старательно, - ответила мама.

Чтобы поиграть, тоже две руки нужны, - вставила бабушка, заступаясь за внука. Вечером в кровати мальчик посмотрел на свои руки и пробормотал, засыпая:

Спасибо, ручки. Вы сегодня поиграли, потрудились и даже поучились.

Мы нужны не только для этого, - вдруг услышал мальчик. - Человеку даны две

руки, чтобы он, принимая левою, отдавал правою.

Мальчик долго размышлял над этими словами, прежде чем заснуть.

На следующий день мама разбудила сына рано:

Беги в сад, на твоей яблоньке три первых яблока созрели.

Не зря трудился, - заметил отец. - Яблоки со своей яблоньки всегда самые вкусные, - добавила бабушка. Мальчик выбежал в сад. Все яблони были усыпаны спелыми яблоками, но он подбежал к ограде сада, где росла молоденькая яблонька, которую он посадил сам. Три крупных красных яблока висели на дереве, как яркие игрушки.

Бабушка, пить, - послышался жалобный голос. - Сорви мне одно красное яблочко. Мальчик выглянул за ограду и увидел на дороге бабушку с двумя внучками.

Не капризничай. Это не наши яблоки, - сказала бабушка.

В этот момент мальчик вспомнил слова ручек. Он сорвал яблоко и протянул его малышке. Прижав яблоко к груди, она прошептала: «Спасибо». Старшая девочка облизнула пересохшие губы. Тогда мальчик сорвал два последних яблока: одно - для бабушки, а второе - для старшей девочки.

Сладкие были яблоки, сынок? - спросила мама позже.

Самые сладкие, - ответил мальчик.

Вопросы и задания:

Почему мальчик отдал все яблоки бабушке и внучкам? Как бы вы поступили на его месте?

  • Почему мальчик сказал, что яблоки были самые сладкие, если он их не пробовал?
  • Часто ли вы делитесь с другими людьми чем-то необходимым для вас?
  • О чем говорят вам ваши руки?
  • Нарисуйте свои руки и напишите под рисунком все, о чем руки рассказали вам.

Самая мягкая подушка

Чем меньше времени оставалось до ночи, тем чаще вздыхал богач, тем тоскливее становился его взгляд. Вот уже третий год жадного богача мучила бессонница. Врачи прописывали ему таблетки, массажи и теплые солевые ванны. Все было бесполезно. Богач сменил множество диванов, кроватей, но ничего не помогало.

Старый слуга, видя мучения своего хозяина, сказал однажды:

Надо вам найти такого человека, кто спит крепко и сладко, и купить подушку, на которой он спит. Тогда сон и к вам вернется.

Иди и найди мне такую подушку, - обрадовался банкир.

У всех знакомых и друзей банкира были проблемы со сном. Тут вспомнил слуга, что в его родной деревне люди всегда спали крепко и сладко, и поехал туда.

Приехал он в деревню в воскресенье, рано утром. Вылез из кареты, пошел по улице и вдруг услышал громкий храп, который раздавался из покосившегося дома. Долго барабанил слуга в дверь. Наконец вылез на крыльцо мужичок и говорит:

Что ж ты, бессовестный, в воскресный день поспать человеку не даешь?

А ты бессонницей не страдаешь? - спрашивает слуга.

Чем глупости спрашивать, лучше иди своей дорогой! - рассердился мужичок. - Милый человек, продай мне свою подушку. Я дорого заплачу. Может, она моему хозяину поможет уснуть, а то он совсем от бессонницы измучился, - попросил слуга.

Усмехнулся мужичок и отвечает:

А у меня нет подушки-то. Я и так крепко сплю. Говорят, самая мягкая подушка - это чистая совесть . Пусть твой хозяин ее испробует.

Вопросы и задания:

Как вы думаете, почему богача мучила бессонница?

  • Как вы думаете, все ли богачи спят плохо?
  • Если у вас в жизни происходят какие-то неприятности, как это отражается на вашем сне?
  • Как вы думаете, почему в некоторых людях совесть спит?
  • Как вы думаете, в каждом ли человеке есть совесть?
  • Перечислите качества характера совестливого человека.
  • Придумайте сказочное средство от бессонницы.
  • С чем бы вы могли сравнить чистую совесть? Нарисуйте чистую совесть в каком-либо образе.

Обиды, записанные на камнях

Злая обида

Два друга целый год искали золото и, наконец, нашли золотой самородок. По дороге в город друзья заночевали в кустах возле дороги. Старший быстро уснул, а младшему не давала уснуть лихорадка. Вдруг он тихонько вынул из сумки самородок и бросился бежать по дороге. Когда старший друг обнаружил, что самородок украден, он проклял своего товарища и решил никогда больше не заводить друзей.

Старший друг вернулся на прииск и через неделю снова нашел самородок. При виде золота обида на друга еще сильнее вспыхнула в нем, и лицо его стало еще угрюмее. Угрюмец, так прозвали его люди. Прошли годы. Угрюмец стал нищим стариком. Богатство он истратил. Семьи и друзей у него не было, и он никому не верил. Угрюмец жил в старой избушке, а днем просил милостыню. Однажды какой-то прохожий положил перед ним кошелек с монетами.

«Видно, обокрал кого-то, а хочет, чтобы обвинили меня», - в страхе подумал Угрюмец и выкинул кошелек в канаву. В другой раз прохожий поставил перед Угрюмцем корзину с едой.

«Видно, отравить меня хочет», - злобно подумал Угрюмец и кинул еду собакам.

Вскоре тот же прохожий остановился перед Угрюмцем и воскликнул:

Друг, когда-то я украл твою долю золота. Совесть замучила меня. Я вернулся тайно и ночью подбросил золотой самородок, чтобы ты снова нашел его. Позже я разбогател, но никогда не забывал о тебе. Много раз я пытался помочь тебе, но ты всегда отвергал мою помощь. Почему?

Я никогда не прощу тебя, - злобно пробормотал Угрюмец.

- Обиды записывай на песке, а не на мраморе, - горько проговорил бывший друг и ушел.

Вопросы и задания:

Почему младший друг не мог всю жизнь забыть старшего?

  • Умеете ли вы прощать обиды?
  • Есть ли такие обиды, которые нельзя прощать?
  • Что прощение дарит человеку; как обида, наоборот, мешает ему в жизни?
  • Почему во многих религиях существуют дни прощения, когда люди должны прощать все обиды?
  • Закройте глаза и вспомните какую-либо обиду, которую вам никак не удается забыть. Затем мысленно постарайтесь пожалеть своего обидчика.

Что важнее

Когда муравьишки подросли, папа муравей сказал им:

Сегодня, дети, вы отправитесь за добычей. Будьте осторожны и не уходите далеко.

Не волнуйся, папа, я не заблужусь и принесу самую сладкую ягоду, - сказал один муравьишка.

Я принесу соломинку большую, как целое бревно, - похвастался другой.

А я принесу соломинку вместе с ягодой, - заявил третий.

Только четвертый муравьишка промолчал.

Дела говорят громче, чем слова, запомните это, - сказал папа, и муравьишки убежали.

Первый муравьишка вернулся через час.

Папа, мою ягоду муха съела, - пожаловался он.

Второй муравьишка прибежал через два часа и сердито объяснил:

Папа, какой-то жук забрал мою соломинку.

Четвертый муравьишка вернулся вечером. Он принес соломинку с нанизанными на нее ягодами и привел своего третьего братца.

Папа, я нашел соломинку, а потом еще ягоды, - доложил он. - Когда я подходил к муравейнику, услышал, как из ямки кто-то на помощь зовет. Это был мой братец. Я спустил соломинку и вытащил его.

Если бы я не упал в ямку, я бы принес... - пролепетал третий муравьишка.

Лучше завтра на деле докажи, на что ты способен, - перебил его папа. - Дела говорят громче, чем слова!

Вопросы и задания:

Почему четвертый муравьишка ничего не обещал, но сделал больше, чем его братья?

  • Выполняете ли вы свои обещания? Какие обещания вам трудно выполнять, а какие - нет?
  • Расскажите о каком-либо поступке родителей, который сказал вам больше, чем слова.
  • Как вы думаете, почему делать труднее, чем говорить?
  • Сделайте какое-либо дело для друга или для мамы, ничего не рассказывая об этом заранее. Затем расскажите, как отреагировал ваш друг, когда увидел то, что вы сделали.

Материнское сердце

Однажды учитель сказал своему ученику:

Ты должен покинуть школу и вернуться домой, к матери.

Почему, учитель? Разве я плохо учусь? - удивился юноша.

Ты учишься хорошо, но есть глубина чувств, которым нельзя научиться в школе, - ответил учитель.

Учитель, разве глубина чувств зависит от места? - возразил ученик.

Учитель ничего не ответил. Вздохнув, ученик собрался и отправился домой. Мать уже давно не писала ему писем, но ученик был занят и не мог ее навестить. Родной дом встретил юношу запустением.

Твоя матушка мечтала обнять тебя перед уходом, - грустно сказала соседка.

Почему в последнем письме она написала мне, чтобы я не беспокоился? - удивился юноша.

Мать всегда оберегает своих детей от проблем, - заметила соседка.

Она показала юноше могилу матери. Сын склонился к земле и воскликнул:

Прости, мама, что не смог приехать к тебе раньше!

Горько стало юноше, что не скажет ему мать слов прощения. Поцеловал он могильный камень и заплакал. Вдруг камень раскололся, и сквозь трещину на глазах изумленного юноши пророс нежный цветок. Юноша протянул руку, и цветок погладил его лепестками, словно утешая и прощая. Юноша вернулся назад и рассказал учителю все, что с ним произошло.

Теперь ты понял, что ничто не сравниться с глубиной материнских чувств, -ласково сказал учитель. - Материнское сердце подобно колодцу, на дне которого всегда найдется прощение.

Вопросы и задания:

Как вы думаете, всегда ли мать прощает своих детей?

  • Как помогает детям материнская любовь?
  • Расскажите о лучших качествах характера своей мамы.
  • Расскажите, как ваша мама утешает вас?
  • Как вы думаете, может ли мать помочь своим детям и утешить их, если ее душа находится на Небесах?
  • Нарисуйте цветок материнской любви.

Хорошо, что у каждого есть мечта

Ангелы-хранители, окончив небесную школу, нашли себе людей, которых они стали охранять. Одни выбрали родных, другие - несчастных или больных людей. Только один молодой ангел не смог выбрать никого.

Сначала я хотел помочь человеку, у которого мечта долго не исполняется, - сказал молодой ангел. - Но многие люди даже не хотят, чтобы их мечты исполнились. Моряк, плывущий на корабле, мечтал о земле. Я спустился на корабль и спросил моряка:

Хочешь, я превращу тебя в крестьянина? Ты будешь спокойно жить на земле. - Я мечтаю увидеть землю, но никогда не расстанусь с морем! - ответил мне моряк.

Мечта помогает человеку стремиться вперед. Моряк любит море, но мечта ведет его корабль сквозь бурю к берегу, - объяснил старший ангел.

Потом я хотел помочь человеку, у которого нет мечты. Но оказалось, что как только у человека исполняется одна мечта, он тут же начинает мечтать о другом.

Без мечты жизнь потеряла бы смысл, - заметил старший ангел. - В конце концов я решил выбрать человека с несбыточной мечтой, чтобы утешить его, - продолжил рассказ молодой ангел. - Я выбрал мальчика. Он взлетал на качелях и мечтал о крыльях.

Я рад, что ты нашел себе человека, - улыбнулся старший ангел.

Но его не нужно утешать! - воскликнул молодой ангел. - Когда мальчик мечтал, его душа взлетала к небесам. Я понял, что когда-нибудь он станет ангелом.

Хорошо, что у каждого есть мечта, - задумчиво проговорил старший ангел. - Я назначаю тебя хранителем мечты. Следи, чтобы мечта всегда жила в сердце человека.

Вопросы и задания:

Как вы думаете, каждому ли человеку нужна мечта?

  • Почему ангел не нашел человека, у которого не было мечты?
  • Расскажите, о чем вы мечтаете.
  • Как вы думаете, у каждого ли человека есть ангел-хранитель?
  • Нарисуйте свою мечту в виде какого-нибудь образа.

Попросите друзей угадать по вашему рисунку, о чем вы мечтаете.

Кто самый высокий

Жили-были два друга. Первый был очень высоким, на голову выше других людей. Он всегда все видел издалека. Поэтому он всегда первым получал угощение и первым спасался от опасности. Второй друг был маленьким и простодушным. Его высокий друг часто смеялся над ним и называл его коротышкой. Но второй друг не обижался на своего товарища и всегда делился с ним всем, чем мог. Впрочем, он делился с каждым, кто встречался на его пути. Состарились друзья, умерли и попали на небеса. Ангел остановил их у ворот рая и сказал, что сначала он отведет в рай самого высокого из них.

Я был самым высоким на земле, и везде был первым, и всегда первым успевал всюду, - гордо сказал высокий друг. А маленький, вздохнув, сказал, что он ничем особенным не выделялся. Но ангел почему-то взял за руку маленького друга и повел его в рай.

Постойте, вы что-то напутали. Мой рост намного больше, можете измерить, - закричал высокий и достал из кармана линейку.

Здесь, на небесах, рост человека меряется не линейкой, а его добрыми делами.

Физический рост человека определяется расстоянием его головы от земли; нрав-

ственный же рост - расстоянием от головы до неба. Твой друг вырос за свою жизнь в тысячу раз, а твой рост не изменился, - улыбнувшись, объяснил ангел.

Вопросы и задания:

Почему ангел повел в рай невысокого друга?

  • Как вы думаете, что в жизни человека является самым важным?
  • Представьте, что вы изобретатель, и вам необходимо изобрести измеритель нравственного роста человека. Расскажите о своем изобретении и нарисуйте его.
  • Расскажите о человеке, нравственный рост которого кажется вам очень большим.
  • Какие нравственные качества вы хотели бы приобрести в течение жизни?
  • Перечислите все нравственные качества, которые есть у ваших родителей.
  • Предложите детям все нравственные качества их друзей в виде солнышка с лучами.
  • Дети встают в круг. Каждый по очереди говорит, какой у него рост и на сколько сантиметров он подрос за год. Например, ребенок подрос на пять сантиметров, значит, он должен вспомнить и рассказать о пяти добрых делах, которые сделал за это время.

И тут же пошла искать ее.

Но на улице шел сильный дождь, в небе беспрерывно сверкали молнии, громко и раскатисто гремел гром… От этих молний, от этого грома, женщине было жутко страшно .

Житейская история…

Купец вернулся из путешествия домой. И обнаружил, что его сын совсем отбился от рук. Что делать? Как-то нужно воспитывать сына. Но как?

Хорошо подумав, отец придумал вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

Прошло некоторое время… И на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение сына.

Лев спал под деревом. Вдруг Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать. Но все же отпустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Притча. Как найти друзей

Девочка приехала в деревню, где никого не знала. Она пожаловалась папе:

- Скучно мне. Никто не хочет со мной дружить. Как мне отыскать друзей?
- Друзей много вокруг. Выйди, доченька, на улицу, да внимательно присмотрись - сказал он.

Вышла девочка на улицу – никого. Пошла она в поле. Видит - бежит жеребёнок. Кинулась догонять – не догнала. Из-под куста выскочил заяц. Она бросился его ловить - не поймала. Видит - летит голубка, побежала за ней, да куда там. Улетела голубка. Увидела девочка божью коровку, протянула руку – и … поймала.

- Отпусти меня! – попросила божья коровка.

Два весла

Наступает вечер, на город опускается темнота и детки укладываются в свои кроватки, чтобы заснуть сладким сном. Но перед тем, как насладиться приятными сновидениями, каждый ребенок любит послушать волшебные сказки, которые на всю жизнь остаются в сердце. Тогда почему бы не совместить приятное с полезным и не почитать ребенку на ночь полезные и поучительные притчи для детей .

Притча - это короткая история, в которой заключена мудрость наших предков. Зачастую притчи для детей являются поучительными рассказами на какую-либо нравственную тему. Раньше они использовались как один из способов воспитания детей, поскольку понятны каждому ребенку, легко запоминаются и максимально приближены к реальности. Тем самым притчи и отличаются от басен , которые весьма аллегоричны и не всегда понятны маленьким слушателям. Детские притчи рассказывают о дружбе, семье и семейных ценностях, о добре и зле, о Боге и многом другом.

Библейские и православные притчи для детей

На протяжении многих веков Библия является самой известной книгой во всём мире. Это не только священные тексты для христиан, но и величайший памятник культурного наследия человечества. Библейские притчи встречаются на страницах Старого и Нового Заветов. Конечно, маленьким детям будет сложно понять весь сакральный смысл, который спрятан в библейских текстах, но с помощью родителей ребенок сможет разобраться в них. Самыми известными православными притчами для детей можно назвать притчи «О блудном сыне », «О мытаре и фарисее », которые рассказывают детям о милосердии и прощении, притча «О Добром самаритянине », которая учит малышей доброте и состраданию, и многие другие. Иисус Христос очень часто общался со своими последователями притчами, поскольку именно они помогают понять смысл всего сокровенного.

Короткие притчи для детей

Некоторые детки, особенно совсем маленькие, не любят длинных историй, им гораздо проще понимать короткие тексты, с простыми выводами. В этом случае можно короткие притчи для детей читать ребенку каждый вечер. И каждый раз его будет ждать поучительная и интересная история, которая останется в памяти.

Особенно рекомендуем притчи о дружбе для детей - например, притчу о гвоздях . Очень часто дети говорят что-то злое и плохое своим друзьям и родным. Эта притча поможет им понять, как важно ценить близких людей и не обижать их неосторожными словами.

Детские притчи о добре и зле, наверное, самые полезные для нашего подрастающего поколения. Ведь ребёнок не имеет жизненного опыта, поэтому ему сложно отличать плохое от хорошего, добро от зла, белое от чёрного. Нужно научить малыша таким базовым понятиям, а притчи о добре и зле для детей будут наиболее полезны. Рекомендуем почитать: «Добрый лисёнок », «Дедушка и смерть ».

Всему могут научить притчи. Самые важные и полезные маленькие истории - притчи о семье и семейных ценностях, ведь ничего важнее в нашей жизни нет. Особенно полезно детям читать притчи о матери, о любви, о хорошем и плохом, о правде и лжи.

Учите и воспитывайте своего ребёнка с раннего детства, тогда в будущем он вырастет хорошим и добрым человеком, отзывчивым к чужому страданию, милосердным и честным. Только так наш мир станет добрее и чище!

— Эй, сорока, что это в клюве у тебя блестит? – Спрашивает как-то сова свою соседку.

— Кы-кыш, кы-кы, кы-кы, — пробормотала сорока.

Потом села на ветку и аккуратно положила рядом с собой крохотное колечко:

— Я говорю, стащила у зайчихи побрякушку.

Смотрит Анфиса, а соседка так и сияет от удовольствия.

— Когда же ты воровать перестанешь, бессовестная? – грозно ухнула она.

Но, сороки уже и след простыл. Полетела свое сокровище прятать… Думала-думала Анфиса, как злодейку проучить, а потом решила к медведю обратиться.

— Слушай, Прокоп Прокопович, дело у меня к тебе. Забери-ка ты у сороки сундук с ворованным «богатством». Я давно уж приметила, на какой поляне она его прячет. Только самой мне его ни в жизнь не поднять – сорока за эти годы его под завязку наполнила!

— А, что мне с ним делать? – почесал затылок косолапый.

— Ничего, — усмехнулась Анфиса, — пусть пока в твоей берлоге постоит…

Не прошло и часа, как сорока весь лес всполошила.

— Караул! Обокрали! Злодеи! – громко кричала она, кружа над поляной.

Тут ей Анфиса и говорит:

— Видишь, соседушка, как неприятно обворованной быть?

Прикрыла сорока стыдливо глаза крылом, и молчит. А сова поучает:

— Не делай больше другим того, чего себе не желаешь.

С тех пор сорока чужого не берет. Звери же, радуясь найденным вещам, закатили в берлоге у Прокопа Прокоповича такой пир, что косолапый до сих пор их выгнать не может…

Притча для детей «Страшное наказание»

Пришла однажды к сове Анфисе ежиха, и стала на сыночка любимого жаловаться:

— Мой озорник постоянно норовит один в глубь леса убежать! А, ты знаешь, Анфиса, как это опасно! Я ему уж тысячу раз говорила, чтобы без нас с отцом из гнезда ни шагу. Да все без толку…

— Так придумай для него какое-нибудь наказание, — посоветовала сова.

Но, ежиха грустно вздохнула:

— Не могу. Он мне еще на той неделе заявил: «Раз ты меня ругаешь и наказываешь постоянно, значит, не любишь!»

Анфиса чуть с ветки не упала от такой глупости. Потом ухнула деловито несколько раз, и сказала:

— Иди домой, ежиха, и скажи своему сыночку, что все ему теперь можно, и наказывать ты его ни за что не станешь. А, как вечер наступит, я к вам в гости прилечу…

Так они и сделали. Только первые звезды зажглись на небе, сова расправила крылья и поспешила на другой конец леса. Подлетела к знакомому кусту, под которым семья ежей жила, а там та-а-акое! Ежонок от счастья колючки распушил, и прыгает счастливый вокруг гнезда. Ежиха голосит, обливаясь горючими слезами. И только папа-еж, как всегда невозмутимо, читает газету. Уж он-то знает – если сова за дело взялась, значит, все хорошо будет.

— Что это вы тут расшумелись? – Ухнула Анфиса, подойдя к ежонку.

— Мне мама теперь все разрешает! – радостно воскликнул тот, — И больше ни за что наказывать не станет! Эх, пойду я сейчас лес покорять! Все-все закоулки обойду, под каждый куст залезу! Ведь, вокруг столько всего интересного… И, не нужны мне взрослые, я теперь сам себе начальник!

Сова склонила голову на бок и задумчиво протянула:

— Ужас ужасный, кошмар кошмарный… Хуже наказания на всем белом свете не найти…

Ты что это, сова, — удивился ежонок, — не поняла что ли? Мне теперь, наоборот, все можно!

Анфиса сощурила свои огромные глазищи, и говорит:

— Экий ты глупый! Это же и есть самое страшное наказание – когда родители тебя воспитывать перестают! Слыхал, что с зайцем стало, которого мама за вранье не наказывала? Так заврался ушастый, что весь лес над ним смеется, стыдно нос из норы показать.

Призадумался ежонок, а сова продолжает:

— А, про медведя нашего слыхал? У Прокопа Прокоповича вся семья в городе живет. И родители, и братья в цирке работают – настоящие звезды! Одного его туда не приняли. Знаешь, как ему обидно? И, все лишь потому, что он с детства тренироваться не любил. Даже от зарядки отлынивал. Медведица его жалела и на все глаза закрывала. А теперь мечтает наш косолапый о цирке, да только никто его туда не берет – слишком неуклюжий.

Тут и папа-еж решил в разговор вмешаться:

— Это ладно! А вот, что с енотом случилось…

Взрослые многозначительно переглянулись. Ежонок, которому было даже страшно представить, что же произошло с бедным енотом, жалобно попросил:

— Не надо мне такого страшного наказания! Пусть уж лучше как раньше будет…

Сова кивнула:

— Мудрое решение. И запомни, ежонок: кого родители любят, того и наказывают. Потому что от беды уберечь хотят!

Ежиха поцеловала в нос присмиревшего сыночка, а сову усадила за стол. Стали они чаевничать, да о всяких пустяках болтать. Так им весело было, что ежонок вдруг подумал: «И, зачем я от родителей все время сбегал? Дома ведь так хорошо…»

Притча для детей «Про лису и белку»

В лесу все знали, что белка – настоящая мастерица. Хочешь –икебану из сухих цветов сделает, а хочешь – из шишек гирлянду сплетет. Но, однажды задумала она себе бусы из желудей смастерить. Да, такие они красивые получились – глаз не оторвать! Пошла белка перед всеми зверями хвастаться. Те дивятся, рукодельницу хвалят… Одна только лиса недовольна.

— Что это ты, рыжая, приуныла? – спрашивает у нее сова Анфиса.

— Да, белка все настроение испортила! – отвечает та, — Ходит тут, понимаешь, и хвастает! Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело…

Ничего Анфиса на это не сказала. Крыльями взмахнула и к ручью полетела. Там, за трухлявым пнем, жил ее друг – паук.

— Помоги, — говорит ему сова, — лисе накидку сплести.

Поворчал паук для порядка, и согласился:

— Через три дня приходи, будет готова. Я паутиной могу хоть весь лес оплести, для меня какая-то накидка – пустяк!

И, правда, через три дня он Анфисе такую дивную шаль показал, что у той от восторга дух захватило! Отдала сова лисе подарок, а та счастью своему поверить не может:

— Это мне, что ли? Да, я же теперь краше всех в лесу буду!

Не успела Анфиса клюв открыть, как рыжая плутовка шаль на плечи набросила, из норы выскочила, и бросилась всем в округе хвастать:

— А, у меня, звери дорогие, накидка есть, какой ни в одном лесу не найти! Белка теперь со своими бусами мне и в подметки не годится!

Так до поздней ночи лиса по друзьям-знакомым ходила, пока не охрипла. Подошла к ней тогда сова и спрашивает:

— Рыжая, не ты ли недавно поучала: «Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело»?

Моргнула лиса раз, моргнула другой, а что ответить не знает:

— Что же это, Анфисушка?! Как же это я так?!

Сова крыло вверх подняла, и ухнула:

— Это, рыжая, известная мудрость: если кого осудишь – скоро сам такой же поступок совершишь!

Поджала лиса хвост, и шепчет:

— Все поняла я, Анфисушка…

Наверное, и правда, поняла. Потому что, больше никто не слышал, что бы лиса кого-то осуждала. А, паук с тех пор известным модельером стал.

Притча для детей «Как светлячок бобром хотел стать»

Заметила как-то Сова Анфиса, что светлячок повадился к реке по вечерам летать. Решила она за ним проследить. День наблюдает, другой… А, светлячок ничего особенного и не делает: сядет под деревцем, да работой бобра любуется. «Странно все это» — подумала Анфиса, но к светлячку решила с расспросами не приставать. Однако скоро в лесу начался настоящий переполох.

— Анфиса, что же это на свете твориться?! – негодовала божья коровка, — На той неделе светлячок раздобыл где-то краски, и нарисовал у себя на спине такие же пятнышки, как у меня! А, мне такой родственничек не нужен!

— Подумаешь, новость, — перебила божью коровку лесная пчела, — Вот у меня беда, так беда! Этот ваш светлячок попросился к нам в улей. Да только делать он ничего не умеет, и вреда от него больше, чем пользы!

Только и успела Анфиса их выслушать, как прибегает лиса:

— Сова, образумь ты этого светлячка глупого! Он от бобра требует, чтобы тот его в подмастерья к себе взял. А, бобер злится – ему помощники не нужны. Не ровен час, подерутся…

Прилетела Анфиса к реке, глядит, а светлячок горючими слезами обливается:

— Ну, что я за бестолковое существо! Никакой пользы от меня нет! Вот, если бы я был божьей коровкой… Они красивые! Или, например, пчелой… Они вкусный мед умеют делать!

— А, теперь, что? Бобром решил стать? – засмеялась сова.

— Ага, — всхлипнул светлячок, — видала, как он плотничает ловко?! Только, он меня ничему учить не хочет. Говорит, я не одно бревно поднять не смогу – слишком маленький.

Выслушала его сова, и говорит:

— Прилетай-ка на мою поляну как стемнеет, я тебе кое-что интересное покажу.

Дождался светлячок сумерек, и отправился в путь. Прилетел, а сова его уже дожидается.

— Смотри, — говорит ему, — кто это там в кустах притаился?

Присмотрелся светлячок – и, правда, за деревом бельчонок сухой листвой шуршит, да от страха весь трясется.

— Ты чего тут сидишь? – удивился светлячок.

— Так темно, — шепчет бельчонок, — вот я и заблудился.

Включил тогда светлячок свой фонарик, и скомандовал:

— Иди за мной, я тебе тропинку освящать буду!

Пока он бельчонка провожал, еще и лисенка повстречал. Того тоже домой вести пришлось. А, как вернулся к Анфисе, та ему и говорит:

— Ну, что? Понял ты теперь, что у каждого свое предназначение? Пока ты обижался на то, что светлячком родился, вокруг столько зверей в твоей помощи нуждались!

Так светлячок стал по ночам лес патрулировать. А, когда никто не терялся, он летел к бобру и сетовал:

— Если б не моя работа, я бы тебе помог плотину строить. Эх, мы бы с тобой такую стройку развернули! Но, некогда мне, друг, некогда… Ты уж как-нибудь сам управляйся!

Притча для детей «Злостный вредитель»

Завелся в лесу какой-то особо злостный вредитель. Ринулись все к сове Анфисе за советом. Помоги, мол, нам этого безобразника поймать!

— Он мне всю морковку с огорода повыдергивал, — хнычет заяц, — А, ее рано срывать! Не выросла, ведь, еще…

Тут волк как рыкнет:

— Да погоди ты, ушастый, со своей морковкой! У меня дело серьезней будет. Собирал я давеча ягоды для белки. Полкорзины набрал, прилег на пригорке отдохнуть, да, видно, задремал. Просыпаюсь – а, моя корзинка доверху наполнена! Вот, думаю, чудеса! Понес я белке угощение, а она как заверещит: «Серый, ты меня отравить собрался что ли?! «Волчьи» ягоды принес! Они же ядовитые!»

Звери хихикают, а волк затылок чешет:

— Оконфузился я, сова. Белка теперь со мной разговаривать не хочет. Помоги найти того, кто в корзину эти ягоды подбросил! Уж я его уму-разуму научу…

Вдруг на середину поляны вышла кукушка и обиженно произнесла:

— Меня-то этот злостный вредитель и вовсе на пенсию отправить собрался! Просыпаюсь я вчера, а на соседнем дереве часы висят! Да, не простые, а с кукушкой!

Тут даже бобер от волнения за сердце схватился, а рассказчица, перейдя на заговорщицкий шепот, продолжила:

— Так она теперь вместо меня и кукует, усталости не зная! А, мне что прикажете делать? Выходит, никому я в лесу больше не нужна?!

Анфиса обвела всех зверей пристальным взглядом, и ухнула:

— Не волнуйтесь, к вечеру найду я вашего вредителя.

И, как только все разбрелись по своим делам, полетела сова прямиком к медведю. Пока косолапый чай по чашкам разливал, Анфиса ему и говорит:

— Что это ты, Прокоп Прокопович, в злодеи подался? Зайцу морковку выращивать мешаешь, волку ягоды подсунул ядовитые. Старую кукушку и вовсе на пенсию отправить решил…

Медведь так и замер:

— Как ты догадалась, что это я?

Сова только крылом махнула:

— Что тут гадать? Тебя одного на нашем собрании не было. Так, зачем ты всем гадости делаешь?

Косолапый по столу как стукнул, даже самовар подпрыгнул:

— Придумывают они все! Я же для них старался… Зайца мне просто жалко стало, вот и решил помочь ему урожай собрать. Откуда мне было знать, что морковка еще не выросла? А, «волчьи» ягоды я специально искал. Думал, раз они волчьи, значит волки их любить должны… Так что, пока серый спал, я с корзиной весь лес обошел.

Анфиса вдруг заволновалась:

— А, часы ты зачем на дерево повесил? Где ты их, вообще, взял?

— Так это… Позаимствовал у деревенского доктора, — смутился медведь, — Они у него в спальне на стене висели. Ты пойми, Анфиса, я хотел, чтобы кукушка отдохнуть могла. А то она все «ку-ку» да «ку-ку»! Кто же знал, что куковать ей в радость?!

Выпила сова свой чай и посоветовала:

— Ты, Прокоп Прокопович, думай всегда. Даже, если помочь кому-то собираешься. Ведь без рассуждения добродетели не бывает!

Звери медведя, конечно, простили. А вот часы заставили вернуть. Косолапый, помня совет Анфисы, старался идти по деревне на цыпочках — чтобы его никто не заметил. А, то в прошлый раз и доктора, и его жену пришлось валерьянкой отпаивать. Пугливые какие-то попались…

Притча для детей «Медаль для дятла»

Погожим весенним деньком к сове Анфисе прилетел дятел. Он так и светился от радости:

— Выдай-ка мне, подруга, медаль!

— За какие заслуги? – невозмутимо уточнила сова.

Дятел достал из-за спины какой-то огромный свиток, исписанный сверху донизу, и деловито произнес:

— За добрые дела! Погляди, какой я список составил.

— Можно испечь пирог с черникой, и угостить друзей. Можно проснуться пораньше, и помочь пчелам собирать нектар. Можно отправиться на реку, найти грустную лягушку, и развеселить ее.

Потом сова запнулась, и неуверенно произнесла:

— Можно перевести старушку через дорогу…Слушай, но у нас же в лесу нет никаких дорог! Да, и старушек тоже нет!

Тут дятел принялся объяснять, что про старушку он в книге прочитал. Впрочем, это даже не важно – водятся они в лесу или нет. Главное – придумать, как делать добро. За это он, собственно и рассчитывал получить медаль.

— Ладно, — согласилась сова, — Спросим у зверей, что они думают по этому поводу.

Дятел был доволен. Он был уверен, что больше него о добрых делах никто знать не может. Ведь, он свой список всю жизнь составлял. Сова же тем временем полетела к лисе.

— Слушай, рыжая, — говорит она ей, — а, что это у тебя сараюшка покосился?

— Старый стал, вот и покосился, — вздохнула лиса.

— Так ты дятла позови. Пусть починит! – посоветовала Анфиса.

Потом она проведала зайца, белку и свою закадычную подругу-ежиху. Всем сова советовала обратиться за помощью к дятлу. А, через три дня собрала Анфиса на поляне собрание.

— На повестке дня, — торжественно ухнула она, — вопрос о награждении дятла медалью за добрые дела!

Тут звери как закричали:

— Еще чего! У него же зимой снега не допросишься!

— Он мне сарай чинить не захотел, — возмущалась лиса.

— И нам с белкой не помог, — подтвердил заяц.

— А, со мной даже разговаривать не стал, — с обидой, призналась ежиха.

Растерялся дятел, стал оправдываться:

— Но, у меня же список… Я же про все-все-все добрые дела на свете знаю… Я их даже наизусть выучил!

Сова ему и объясняет:

— Мало просто о чем-то хорошем знать. Нужно это непременно совершать!

Погоревал дятел, что медаль ему не выдали. А, потом подумал: «Правильно сова сказала. Надо другим помогать». И, отправился он на подвиги – решил ровнехонько по списку все делать. Зря он его, что ли, составлял? Правда, бабушки в лесу не водятся. Но, если хоть одна попадется, он ее непременно через что-нибудь переведет!

Наталия Климова

Перепечатка материала возможна только с указанием автора работы и активной ссылки на православный сайт