Постановка звука «С» для детей. Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать? Как поставить твердую с от мягкого сь

Как научить ребенка правильно говорить звук с и другие свистящие звуки: артикуляционная гимнастика, постановка звука с, видео — демонстрация простых и доступных способов постановки звука с, песенки со звуком с.

Многие дети ошибочно произносят трудный для них звук С и другие свистящие звуки (сь. з, зь, ц). Они могут пропускать этот звук или заменять его на другие звуки.
В норме речевого развития к пяти годам дети правильно произносят все звуки родного язык а (за исключением, может быть, звука р, который может появиться чуть позже – в 5,5 лет). Но сейчас редко кто из детей достигает этой нормы. В чем причина?
1. Раньше в каждом детском саду с трех лет и до выпуска из детского сада регулярно проводилась артикуляционная гимнастика со всеми детьми до завтрака, а вечером – индивидуальные упражнения с детьми, которые затрудняются в звукопроизношении. И это делал не логопед, а самый обычный обученный воспитатель! И это были не единичные комплексы, упражнения и игры, а строго обоснованная система обучения речи и произношению звуков. Потому что без системы задачи не решить. Сейчас это уже история, и редко где можно встретить так четко и последовательно выстроенную систему работы воспитателя по звукопроизношению с малышами. Наверное, именно поэтому у современных детей больше проблем с речью.
2. Сейчас намного меньше внимания родители обращают на речь малышей. Часто от ребенка требуют лишь показать что-то: «Где Сатурн? Где Юпитер? Где Эрмитаж?», а не умения выразить СВОИ мысли, СВОИ чувства. Очень часто я слышу: «Да какая разница как он говорит. Главное – понять его можно, и все!». Но ведь речь – это средство самовыражения, общения, познания. И от ее развития зависит успешность всех видов деятельности человека.

Ребенок неправильно произносит звук с и другие свистящие звуки. Что делать?

Как помочь ребенку, если он неправильно произносит звук с и других свистящие звуки? Могут ли родители помочь малышу?
Как правильно, родители ждут 5-летнего возраста и ведут затем малыша к логопеду. Хотя иногда достаточно одного толчка, который вызовет правильный звук у ребенка и поможет закрепить его в речи, не дожидаясь пятилетнего возраста. И этот «толчок» нужно делать не в 5-6 лет, когда уже опоздали, а гораздо раньше – в 4-летнем возрасте. А самое главное, что чтобы дать такой толчок совсем не нужно быть экспертом-специалистом! Нужно только знать точную технологию обучения малышей звукопроизношению и ее нюансы.
Для формирования у детей правильного произношения всех звуков родного языка в детских садах проводятся специальные занятия по звукопроизношению для всех детей (Примечание — даже не в логопедических детских садах, а в самых обычных садиках должны регулярно проводиться занятия по звукопроизношению). Если же таких занятий по каким-либо причинам нет, то и дома можно помочь малышу.
Я знаю многих мам и бабушек, которые живя вдали от логопеда, сами справились с проблемой трудных звуков и помогли своим малышам. И знаю многих воспитателей, которые умеют предупредить нарушения речи и помочь ребенку правильно заговорить и научиться выговаривать все звуки родной речи. Все мы в силах помочь малышу и подсказать ему правильный путь!
Но хочу предупредить:
Если у ребенка нет сложных нарушений речи, то тех приемов, о которых я расскажу в этой статье, будет достаточно. И он обрадует и Вас, и себя вдруг появившимся в его речи правильным звуком с или з. И таких детей много! Останется лишь задача сделать правильное произношение звука автоматическим, т.е. автоматизировать правильное произношение данного звука.
Но если у ребенка нарушены все звуки, он делает много грамматических ошибок, речь его невнятная, он говорит с трудом, то без логопеда не обойтись. И чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем лучше будут результаты.
Все артикуляционные упражнения полезны не только детям, у которых звукопроизношение нарушено, но всем дошкольникам, т.к. они развивают артикуляционный аппарат, делают его более подвижным, гибким, учат управлять им осознанно.

Этапы работы над звуком.

Работа над новым звуком, который ребенок неправильно произносит, включает в себя ряд этапов:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата , нужных для произнесения данного звука, тренировка движений артикуляционного аппарата — артикуляционная гимнастика,
2. Появление звука — постановка звука,
3. Усвоение звука — закрепление правильного произношения звука в речи ребенка (изолированно, в слогах, в словах, во фразах и текстах – стихах, рассказах, играх, потешках). Я расскажу обо всех этих этапах подробнее.

Первый этап. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)

Как правило, у ребенка, не говорящего звук с или неправильно его произносящего, нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки с, з, ц и мягкий вариант звуков – сь, зь). Одной из причин неправильного произношения звука является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна особая «регулярная тренировка-зарядка» – артикуляционная гимнастика.
В комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят строго определенные движения артикуляционного аппарата и положения языка, губ, нужные для данной группы звуков, вырабатывают правильную воздушную струю. Поэтому я очень не рекомендую мамам, папам, бабушкам, дедушкам придумывать свои комплексы артикуляционной гимнастики из разных книг и из Интернета. Ведь все комплексы артикуляционной гимнастики составлены отнюдь не случайным образом! Нельзя формировать одновременно противоположные друг другу движения, поэтому в комплексе артикуляционной гимнастики все упражнения дополняют друг друга и нацелены на одну цель – одну группу звуков!
Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно без перерывов. Самое удобное время – перед завтраком утром. На проведение такой гимнастики требуется всего лишь 3-5 минут Вашего времени.
Каждый раз артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме – в форме сказки или рассказа, сопровождаемого упражнениями. Вот здесь Ваша фантазия приветствуется – Вы можете придумать любой сюжет, в который включите данные упражнения, и менять сюжет и героев в соответствии с интересами Вашего малыша!

Советы по проведению артикуляционной гимнастики — это важно знать и выполнять:

За один раз выполняется обычно 2-3 упражнения. Каждое упражнение выполняется многократно.
Если Вы добавляете в комплекс новое упражнение , то оно только одно, а все другие упражнения должны быть к этому времени уже знакомы ребенку.
Если ребенку трудно даются старые знакомые ему упражнения , то новое упражнение не вводится, а закрепляются старые. Но закрепление идет в новой для ребенка форме – в новом сюжете, с новыми героями.
Артикуляционную гимнастику надо делать сидя перед зеркалом – Вы сидите рядом с ребенком лицом к зеркалу и показываете все движения, ребенку хорошо видно Ваше лицо.
Обязательно нужно следить за симметрией лица при выполнении движений гимнастики (движения ребенка должны быть симметричны левой и правой половине лица). Это хорошо видно ребенку в зеркало, и он может отследить, правильно ли он выполняет движение.
Нужно следить во время артикуляционной гимнастики за точностью, плавностью движений, давать ребенку четкие критерии правильности и неправильности выполнения упражнения, исправлять его ошибки, следить за отсутствием лишних побочных движений, за хорошим темпом гимнастики и умением переходить от одного движения к другому. Если же просто формально проводить упражнения, то их проведение бесполезно или малополезно! Ведь артикуляционная гимнастика не зря так называется. Это действительно «гимнастика», в которой важна правильность движений, а не просто игра с язычком! По аналогии: если Вы будете просто лениво крутить руками, то это не будет физкультура или фитнес и не будет иметь хорошего результата для Вашего здоровья! Так же и в артикуляционной гимнастике. Для результата важно качество движений, а не любое движение само по себе.
Упражнения артикуляционной гимнастики, если их выполнять правильно и точно, не легки для большинства детей. Поэтому ни в коем случае не ругайте ребенка, не горюйте, что у него не получается с первого раза. Всему нужно учиться! И есть один жизненный закон — всё то, что развивают, развивается! Поэтому всё у Вас еще впереди! Похвалите малыша за то, что у него уже получается – уже можешь делать язык широким, твой язычок уже стал быстро двигаться и т.д.

Подготовительный комплекс артикуляционной гимнастики включает упражнения, нужные для произношения любых звуков. Именно с такого подготовительного комплекса лучше всего начать заниматься в детском саду или дома артикуляционной гимнастикой. Базовый вариант такого комплекса, который можно начать делать дома:
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Колечко. Губы в форме колечка.
Чередование: улыбка – колечко – трубочка.
Спокойное открывание и закрывание рта , губы в улыбке. Не должно быть других лишних движений!
Язык широкий.
Язык узкий.
Чередование: язык широкий – язык узкий.
Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх – вниз.
Чередование движений языка при опущенном вниз кончике языка: отодвинуть язык вглубь рта – приблизить к зубам.

Если ребенку легко даются эти движения, то можно сразу же переходить к комплексу для свистящих звуков. Если же есть затруднения, то нужно тренировать базовые движения из подготовительного комплекса. Если ребенок не может сделать упражнение с чередованием «улыбка – колечко – трубочка», то очень советую проконсультироваться с логопедом.

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков с. з, ц (Разработан Фомичевой М. В.).

Полезные советы:

  • В каждом упражнении я даю описание движений и типичных ошибок (см. «На что надо обратить внимание»). После описания Вы найдете видео всех упражнений.
  • Сначала выполните все эти упражнения сами перед зеркалом, обращая внимание на все нюансы, освойте их, а потом уже разучите их с детьми.
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибку, просто покажите еще раз сами правильный вариант выполнения упражнения, акцентировав внимание на нужном нюансе, опишите ребенку словами, как надо выполнять движений, за чем следить. Дети совершенно спокойно относятся к «ошибкам веселого язычка» и с удовольствием «учат» его делать движения правильно.

Упражнение 1. Загнать мяч в ворота.

Наша задача: в этом упражнении ребенок будет учиться направлять длинную направленную струю воздуха.
Выполнение упражнения:
Положите на стол два кубика – это ворота. И рядом с воротами на стол перед ребенком положите ватный шарик. Ребенок вытягивает вперед губы трубочкой, дует на шарик и пытается загнать его в ворота из кубиков.

Щеки не надувать! Малыш может придержать их руками, чтобы проконтролировать себя.
Струя воздуха должна быть длительной и без перерывов – один длинный выдох.

Упражнение 2. Накажи непослушный язычок.

Наша задача: научить ребенка удерживать язык широким и расслабленным. И продолжать вырабатывать направленную воздушную струю.
Выполнение упражнения:
Ребенок, приоткрывая рот, кладет язык на нижнюю губу и, пошлепывая губами, произносит пя-пя-пя. Затем он открывает рот и держит язык расслабленным, широким и лежащим на нижней губе.
Я не люблю «наказывать» с детьми язычок, который и так старается изо всех сил заниматься, поэтому делаю это упражнение с малышами в другом сюжете – язычок отдыхает и поет песенку пя-пя-пя. Или предлагаю ребенку сделать массаж язычку: пя-пя-пя. Вы можете придумать и свой сюжет.
На что надо обратить внимание:
Края языка касаются уголков рта – язык действительно очень широкий.
Похлопываем язычок губами несколько раз на одном выдохе, при этом струя воздуха идет плавно, не прерываясь, без задержки дыхания.
Ребенок может проверить правильность выполнения упражнения так — поднесите к его рту ватку, и она будет отклоняться. Детям такая самопроверка всегда очень нравится.

Упражнение 3. Широкий язычок – блинчик.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать язык в спокойном расслабленном состоянии.
Выполнение упражнения:
Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в этом состоянии под счет от одного до пяти – десяти. Попробуйте сначала сами!
На что надо обратить внимание, следя за выполнением упражнения в зеркале:
Губы не должны быть в напряженной улыбке – гримасе, они должны быть расслаблены в улыбке.
Нижняя губа не должна подворачиваться.
Язык не должен «убегать» далеко – он просто прикрывает нижнюю губу.
Боковые края языка касаются уголков рта – он расслаблен.
Если упражнение не получится, то надо продолжать делать предыдущее – «накажи язычок». А к этому упражнению вернуться позже.

Упражнение 5. Кто дальше загонит мяч?

Наша задача – мы будем отрабатывать правильную воздушную струю – воздух идет посередине языка, струя воздуха плавная, длительная, непрерывная.
Выполнение упражнения:
Вам понадобится ватка, которую мы будем пытаться загнать подальше. Ватка – это наш «мяч». Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Далее произносить долго звук ф. И сдуть ватку на противоположный край стола.
На что надо обратить внимание:
Нижняя губа не должна натягиваться на нижные зубы.
Щеки не надувать!
Произносить надо звук ф, а не х – именно при звуке ф струя воздуха узкая, как нам и требуется.

Упражнение 6. Почистим зубы.

Наша задача: мы будем учить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами – это требуется для произношения свистящих звуков.
Выполнение упражнения:
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы. Делать сначала движения языком из стороны в стороны, а затем снизу вверх.
На что надо обратить внимание:
Губы в улыбке и неподвижны в течение всего упражнения.
При движении из стороны в стороны язык находится у десен, а не у верхнего края зубов.
При движении снизу вверх, кончик языка должны быть широким и двигаться от корня зубов вверх.

Иногда взрослым артикуляционная гимнастика кажется занудной и неинтересной. Но не для детей! Знаю по собственному опыту, что детям очень нравится смотреть на себя в зеркало, «учить непослушный язычок» и совершенствовать технику выполнения упражнения. Причем всем детям! А если сюжет упражнений менять тогда интерес к ним остается всегда очень большим, и есть своеобразная интрига – что новое будет в этот раз? Ведь сам малыш видит наглядно свои результаты, видит, что у него с каждым разом движение получается всё лучше и лучше, всё точнее и точнее. А еще таким образом малыш исследует самого себя, строение своего тела, что тоже очень увлекает дошкольников.

Сколько времени потребуется на подготовительную работу, сказать заочно просто невозможно. Для одного ребенка достаточно трех раз, для другого – неделю, для третьего – месяц. Но чем лучше развиты органы артикуляционного аппарата, тем быстрее малыш научится произносить правильно все звуки. Поэтому «жалеть» на это времени и спешить не стоит!

Выполнение упражнений комплекса артикуляционной гимнастики для свистящих звуков Вы можете увидеть в видео ниже.

Видео. Артикуляционная гимастика для свистящих звуков (с, з, ц)

Второй этап. Постановка звука.

На втором этапе те дети, кто правильно произносит звук с, уточняют его артикуляцию и произношение, закрепляют свои умения. Те же дети, которые не умели его выговаривать, учатся произносить данный звук – «свистеть».
Очень важно, чтобы ребенок осознавал правильность артикуляции звука и мог себя сам проверить. Это возможно уже с 4 лет. И на занятиях по развитию речи всех детей этому обучают (по крайней мере, должны обучать даже в самом обычном детском саду).
Зачем нужны эти знания и умения детям с хорошим звукопроизношением? Для развития у них умения сознательно управлять органами артикуляционного аппарата, для уточнения и закрепления правильного произношения, для более четкой и быстрой работы органов артикуляции, для хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Все эти умения развиваются постепенно и требуют тренировки.

В 4 года ребенок узнает как работают при произношении звуков зубы, губы, язычок в форме сказки – игры «Сказки Веселого язычка».

С 5 лет можно объяснять детям правильную артикуляцию звука уже в привычной нам форме (без сказки) и задавать малышу вопросы: «Как работает ротик? Что делает язычок» и т.д. В старшем дошкольном возрасте уже важно не просто сделать движение и уметь рассказать о правильном выполнении упражнения, но и следить за плавностью и точностью движений, за быстрой переключаемостью к новому движению, за легкостью движений.

Артикуляционную гимнастику с детьми любого возраста можно заканчивать упражнением или игрой со звукоподражанием с данным звуком, которые Вы найдете ниже.

При постановке звука малыш узнает и правильную артикуляцию звука.

Правильная артикуляция звука с.

При правильном произнесении звука с:
Ротик улыбается (углы рта слегка оттянуты),
Зубы сомкнуты,
Кончик языка упирается в нижние резцы (т.е. находится внизу, а не вверху),
Передняя часть спинки языка приближена к альвеолам и образует щель с ними (дети знают альвеолы как «бугорки» на небе, вверху рта),
Посередине языка при произнесении звука образуется желобок, по которому идет воздух.
В отличие от шипящих звуков при произнесении свистящих звуков струя воздуха холодная ! Для того, чтобы определить, какая струя воздуха идет из ротика, нужно поднести ко рту руку ладошкой вниз. Сами произнесите в таком положении звук Ш, а потом звук С, и Вы увидите разницу. Можно показать малышу это различие, подув на его руку при произнесении этих двух звуков. А потом он сам с удовольствием поэкспериментирует, как у него получается – холодная струя воздуха или нет.

Для четырехлетних детей можно провести постановку звука С в форме игры. Предложите малышу покататься на велосипеде. Для этого нам нужно накачать воздухом шины, которые немного спустили воздух. Будем работать насосом и накачивать шины воздухом: ссссс. Покажите сами, как «работает насос» – ссс (покажите артикуляцию этого звука, чтобы ребенок четко видел Ваше лицо). Спросите ребенка: какое положение губ, когда насос свистит? (В улыбке). Видны ли зубы? (Да). Где находится кончик языка? (Внизу, спрятался за нижние зубы). Какой воздух идет – прохладный или горячий? (Прохладный) – поднесите тыльную часть кисти руки ко рту. Сравните со звуком Х – когда воздух теплее при звуке Х или звуке насоса С?
Предложите ребенку «взять насос» (пантомима — воображаемое действие) и «накачать шины насосом» — посвистеть сссс.
Очень часто даже такого уточнения правильного звукопроизношения звука С в игре в «Насос» бывает достаточно, чтобы четырехлетний ребенок начал произносить звук правильно!

Бывает, что «игры в насос» недостаточно и нужно уточнить артикуляцию звука индивидуально, перед зеркалом. При постановке звука по подражанию можно предложить малышу подуть на слегка высунутый широкий язык, подражая Вам. После этого нужно перевести язык за нижние зубы. «Посмотри, где у меня лежит язычок. Ты видишь зубы? Сделай так же. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Прижми широкий язык к передним зубам вверху. Молодец! А теперь прикрой рот и давай подуем. Поднеси руку к подбородку – чувствуешь, как воздух идет?» Приложите ватку к подбородку ребенка так, чтобы на нее попадала струя воздуха. Если ребенок дует слабо, то попросите его подуть сильнее, но щеки не надувать. Так по подражанию у ребенка получится правильный звук с. Повторите такой звук 5-6 раз с паузами.

Не нужно рассчитывать, что появившийся по подражанию звук С сразу же появится в речи ребенка. Для ребенка это всего лишь — звук насоса в игре! Даже на следующий день малыш уже может всё забыть, и Вам придется показать упражнение по постановке звука снова. И попросить его посвистеть как насос, пошуметь как пылесос, подуть и засвистеть как ветер и т.д. Для того, чтобы звук с вошел в речь ребенка, нужны игры и игровые упражнения для его автоматизации, о которых я рассказу в следующей статье. Ведь просто так повторять слова и фразы со звуком малышу совсем не интересно! А еще нужно научить ребенка различать близкие и похожие друг на друга звуки, чтобы их не путать в речи. Об этом мы тоже поговорим в продолжении этой статьи.

А в конце я хочу предложить Вам два видео о постановке свистящих звуков с демонстрацией простых и доступных приемов.

Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео

Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.

Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье

Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.

А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.

Песенки со звуком С. Видео для речевых занятий с детьми.

Песенка про песок — песенка для произнесения изолированного звука сссссс — звукоподражание: как сыпется песок сссс. В дальнейшем ее можно использовать для автоматизации произнесения этого звука во фразах.

Песенка про букву С. Слова со звуком С. Как слепить букву С из буквы О?

До новых встреч!

Еще о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вы можете почитать:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Постановка звука «с» ребенку поэтапно, по мнению логопедов, является сложной. К 4, 5 годам словарный запас ребенка значительно пополняется, он начинает рассуждать, строить логические заключения.

Если вовремя заняться этой проблемой, родители, освоив вместе с сыном, дочерью артикуляционную гимнастику, научившись выполнять дыхательные упражнения, могут поставить произношение трудных звуков без обращения к логопеду.

Если предложить дошкольнику рассказать историю или стихотворение с частым звуком [С] и повторить за взрослым различные слова на «с», где нужный звук находится в середине, начале, в конце, можно определить, когда звук [С] произносится неправильно.

Более действенным является метод, когда ребенок самостоятельно называет слова по предложенным картинкам или заданиям:

Постановка звука «с» ребенку поэтапно зависит от того, как произносится звук:

  • искажается [С]: необходима тренировка всего речевого аппарата;
  • пропускается [С]: нужно учить ребенка выговаривать трудное сочетание звуков;
  • при замене [С] нужно поставить произношение;
  • [С] произносится неправильно в некоторых случаях, нужна помощь логопеда.

Причины отсутствия правильного «С»

Многим дошкольникам характерно неправильное произношение звука [С] и схожих с ним свистящих — [СЬ] [З] [ЗЬ] [Ц].

Педагоги и логопеды, анализировавшие это явление, называют несколько причин этому:

  • отсутствие комплексной программы обучению речи и произношению звуков, в которую должна входить артикуляционная гимнастика
  • отсутствие систематического обучения по произношению звуков, что приводят к речевым проблемам у дошкольников;
  • родители не стремятся развивать речь ребенка, высказывать свои мысли и эмоции.

Названые причины относятся к социальным, а есть еще и индивидуальные:

  • неправильное речевое дыхание

Речевое дыхание является основой для правильной речи дошкольника. Именно от него зависит дикция, произношение звуков, в том числе и [С]. Если имеются нарушения, то фразы произносятся неправильно, плавность речи исчезает, появляются интонационные ошибки.

Разновидностью неправильного дыхания является заикание, возникающее в следствие неразвитости дыхательной системы. Воздух застревает на отдельных звуках и вызывает непроизвольное повторение их. Чтобы ребенок смог произносить трудные звуки, его нужно научить правильно дышать при разговоре: глубоко вдохнуть – плавно выдохнуть, что для него трудно.

Помогут в постановке правильного движения следующие упражнения:


Речевой слух – способность человека различать звуки языка, на котором он говорит, выделять слоги, складывать их в слова. У некоторых детей могут возникать нарушения фонематического слуха.

Выявить это помогут следующие игровые задания:

  • из предложенных картинок отобрать со звуком [С];
  • придумать слова на «С», «СЬ»;
  • хлопнуть, если слышится [С];
  • назвать, какой звук повторяется: сорока, собака, слива, сено.

Наличие постоянных ошибок свидетельствует, что фонематический слух не развит, что и вызывает отклонения в устной речи, а именно:

  • неправильную интонацию;
  • не различение фонем по звучанию, в результате чего происходит смешение;
  • нечеткое произношение звука [С], замена его;
  • замедление скорости речи.

Если нет нарушений в деятельности нервной системы, то для улучшения работы речевого аппарата, ребенку необходимы занятия с логопедом.

  • плохое развитие артикуляционного аппарата

Аномально развитый артикуляционный аппарат — неправильный сформированный прикус, «заячья губа» — являются источником нечеткого произношения многих звуков.

Улучшить произношение могут следующие упражнения:

  • сворачивание в трубочку, поднимание спинки языка;
  • для развития подвижности челюстей:
  • произношение звуков при чуть открытых зубах: «аааа, ууу, ииии» (постепенно расстояние между зубами увеличивается);
  • рассказывание скороговорок, в которых изобилие гласных: «У ужа – ужата, у совы – совята», а также скороговорок с трудной буквой: «Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны».
  • для того, чтобы губы стали более подвижными:

Ребенок произносит гласные звуки, а затем согласные следующим образом:

  • губы улыбаются – «иии»; «ссс»;
  • губы сложены бубликом — «ооо»; «шш»
  • губы в трубочке – «ууу», «пффф» (это упражнение – очистительный выдох — следует делать после окончания коррекционной работы).

Перед занятиями неплохо выполнить мимическую гимнастику: «Корчим рожицы», упражнения для языка: щелканье языком.

  • индивидуальное строение уздечки

Нечеткое выговаривание звука [С] будет у ребенка, у которого короткая уздечка.

Помочь может растягивание уздечки языка:


Артикуляционная гимнастика

Постановка звука «с» ребенку поэтапно подразумевает использование артикуляционной гимнастики, которая научит дошкольника запомнить правильные положения для губ, языка.

Обучение произношению [С, С’, З, З’, Ц] можно превратить в игру:

  • «Наказание за непослушание»

Попросить ребенка улыбнуться, протянуть язычок к нижней губе, пошлепывая им по губам, пытаться произнести: пя-пя, тя-тя, ся-ся. Малыш «наказывает язык»: удерживает его спокойно некоторое время.

  • «Мама печет блинчики»

«Раз» — край языка ложится на губу, края его касаются углов губ. «Два» рот закрывается – блинчик проглатывается.

  • «Я учу язычок ходить»

Язык ребенка касается зубов с наружной стороны, а затем с внутренней. Челюсти и губы не двигаются.

  • «Мои зубки не болят: я их чищу»

Ребенок улыбается, растягивает губы, а язычок попеременно гладит зубы. Необходимо следить, чтобы язычок не высовывался.

  • «Сходим покатаемся на горку»

Губы растягиваются в улыбке, а язычок опускается к нижним зубам, затем поднимается к верхним.

  • «Я перекатываю язычок»

Широкий язычок выкатывается, прижимаясь к нижним зубам, затем прячется вглубь рта.

  • «Построили заборчик»

Ребенок улыбается так, что видны сомкнутые зубки.


Дошкольник вытягивает губки трубочкой и произносит: «су-су-су».

  • «Покатаемся на лодочке»

Язычок сложен «лопаточкой» несколько секунд, затем расправляется. Губы не двигаются.

Упражнения для разминки при становлении звука [С]

Для постановки звука «с» ребенку поэтапно используются опорные звуки — [И], [Ф], сходные способом образования со звуком [С].

Задача логопеда научить дошкольника выпускать струю воздуха с усилием:

  • С ладони необходимо сдуть перышко, листок, выпустив воздух через губы, сложенные трубочкой, совсем как ветер.
  • Объяснить ребенку, как произносится С и СЬ можно в форме сказки, про двух братьев Один брат был послушным и никогда не ходил гулять один (произнести: «ССС», сжав губы.) Другой непоседа: проговорить «СЬ-СЬ». Непослушный брат пошел гулять:
  • малыш вытягивает язык;
  • старается положить его на губу;
  • обхватывает тонкую зубочистку, положенную на язык.

Брат пытался его предупредить, чтобы он не уходил далеко (несколько раз «выпустить воздух» из воздушного шарика), но непослушный не слушался.

Упражнения помогут ребенку почувствовать язык и губы при произношении [С].

Упражнения постановки от звука «Т»

Зубы малыша чуть-чуть приоткрыты. Нужно предложить подставить к губам ладошку и «выдохнуть» звук [Т].


Поэтапная постановка звука С от Т ребенку

Ребенок должен почувствовать, как по ладошке пробежал ветерок. Если предложить вытянуть улыбнуться и сложить губы «трубочкой», улыбнуться, зазвучит свистящий [С]. Следует обратить внимание, что «С» звучит нежнее, чем «Т».

Упражнения постановки от звука «Ш»

Можно предложить прошипеть «Ш». Язычок продвигается вперед, проявляется неправильный «С». Тренируясь, ребенок поймет, как произносит «Ш», и как «С».

Упражнения постановки от звука «Ц»

Фонематическую особенность звука [Ц] можно изобразить схемой, включающую сочетание двух звуков: [Ц=Т+ Сссс].

Исходя из этой особенности, занятия будут проходить в два этапа:

  • упражнение «Постреляй!»

Ребенок улыбается, зубки обнажаются. Кончик языка упирается в зубы. Отрывисто произносится сочетание [ТС-ТС].


Малыш выпускает струю воздуха, получается длинный [С].

Упражнения постановки от звука «Ф»

[С] и [Ф] имеют одинаковый способ образование – щелевой, поэтому важно научить дошкольника выпускать воздух через губы. Если ребенок произнесет [Ф], то ветерок, пронесшийся по языку, поможет посвистеть, имитируя свиристель, иволгу, чтобы получился новый звук, приближенный к [С].

Постановка звука [СЬ]

При произношении звука «СЬ», малыш улыбается, растягивая губы, язык касается нижней десны. Струя воздуха направляется на зубы. Эти теоретические сведения непонятны, а вот игра «Птенчики в гнезде», которая проходит в несколько этапов, понравится маленькому ученику.

  • Первый этап – развитее фонематического слуха, обучение произношению «СЬ»

Игровой прием заключается в инсценировании небольшого стихотворения: «Птенчики в гнезде сидят, маме дружно кричат» или же «Мама строго им кричит». Мама будет произносить «С-С-С», птенчики – «СЬ-СЬ-СЬ». Обхватив пальцы одной руки, дошкольник шевелит ими, имитируя маленьких птичек, и приговаривает «СЬ-СЬ-СЬ», прилетает мама: произносится «С-С-С». Взрослый следит за артикуляцией малыша.

  • Второй этап – составление слогов с гласными – и, е, ё, я.
  • Третий – различение «СЬ» и «С».

Для того, чтобы упражнения проходили интересно, нужен раздаточный материал, который родитель может приготовить вместе с малышом. Ребенок подбирает слова к картинкам: лиса – лисята, гусак – гусята.

В этот момент можно предложить ему отгадать загадки, рассказать (повторить) скороговорки, пословицы:

  • «Далеко, далеко, на лугу пасутся… Кто?» (козы, коровы);
  • «Сладко спит зверек в степи, ты его не разбуди». (сурок);
  • «Пятачок, крючок, щетинка. Ну, конечно, это… (свинка)
  • «Идет с козой косой козел».

Автоматизация звука [С] в слогах

Постановка звука «с» ребенку поэтапно подразумевает осознанное правильное и четкое произношение [С] — автоматизация звука. Если не закрепить произношение, то малыш по-прежнему будет выговорить искаженный звук.

Навык изолированного произношения [С] закрепляется в песенке насоса [С-С-С-С], а также в ряде других упражнений:

  • в прямых слогах

произнести сочетание, когда по языку бежит ветерок: са — са, со — со, сы — сы, сэ – сэ;

  • в обратных слогах

взрослый следит за артикуляцией, малыш произносит обратные слоги: ас — ас, ос — ос, ыс — ыс, эс – эс, ис – ис, ус – ус;

  • в открытых слогах

аса — аса, осо — осо, ысы — ысы, эсэ – эсэ, иси – иси, усу – усу;

  • в слогах с несколькими согласными

ста – ста, сто – сто, сты – сты, сту – сту, спа – спа, спо – спо, спы – спы – спы;

  • в скороговорках и чистоговорках

Са – са — длинная коса; Санины сани едут сами.

Мимическая гимнастика для звука [С]

Упражнения для мимической гимнастики помогут развить подвижность языка, губ:


ребенок широко улыбается, обнажая зубы; улыбка задерживается на 3-5 секунд;

  • «Пришел слоник»

зубы сжаты, губы вытянуты вперед;

  • «Ой, какие белые зубки»

ребенок, улыбаясь, чистит зубы языком;

  • «Покатаемся на горке»

приподнимаясь, кончик языка упирается в зубы;

  • «Горка с трамплином»

это упражнение продолжает предыдущее: необходимо сжать зубы приподнятом язычке и улыбнуться, «не съезжая с горки».

Чтобы во время зарядки ребенку было интересно, упражнения нужно чередовать, выполняя каждое не больше 5 раз.

Дыхательная гимнастика. Постановка звука [С] на вдохе

Упражнения дыхательной гимнастики для обучения правильному произношению С, даже песенку насоса, нужно делать на вдохе:

  • втянуть воздух через нос;
  • выдохнуть воздух, не надувая щеки.

Упражнение выполняется быстро несколько раз, чтобы струя воздуха выходила с силой и была узкой и холодной (проверить это можно рукой).

Интересно упражнение «Ветер сдул снежинку». Можно заранее вырезать из салфетки маленькую снежинку, которую ребенок сдувает с ладони (при этом широкий язык лежит на нижней губе). Задание постепенно усложняется – ладонь со снежинкой отодвигается дальше.

Постановка звука [С] механической помощью

Постановка звука «с» ребенку осуществляется поэтапно и с механической помощью.

Методика выполнения этого задания следующая:

  • улыбаясь, дошкольник держит кончик широко расправленного языка на нижних зубах;
  • он дует на кончик языка, взрослый кладет на язык тонкую круглую палочку, чуть-чуть придавливает; при этом образуется желобок для воздуха (будет слышен нечеткий свист);
  • малыш сближает зубы и продолжает дуть на край языка.

Ребенок свистит непрерывно, а взрослый, прижимая, перекатывает палочку и фиксирует положение, при котором слышно ясно [С]. Это упражнение доводится до автоматизма.

Закрепляем произношение

Постановка звука «с» ребенку поэтапно прошла успешно. Дошкольник правильно выговаривает звук [С]. Теперь нужно закрепить достигнутое произношение. Для этого следует подобрать ряд новых, не знакомых малышу, чистоговорок, шуток, загадок, поговорок, скороговорок.

Чистоговорки для автоматизации [С] можно придумать самому, причем, с заведомой ошибкой: «ас – а у нас в квартире газ; са – к нам летит лиса (ой, не лиса, а оса); су – мы прогнали осу».

Можно подобрать также «отвечалки – повторялки»: «Что мы будем пить сейчас? – Ну, конечно, вкусный квас». Интересна игра «Сложим сумку и сетку», только в сумке лежат продукты, в которых есть твердый [С], а в сетке продукты, в которых [С] мягкий.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы малыш быстро и правильно научился говорить, необходимо развивать его речевой слух.

Вот несколько упражнений преследующих эту цель:


  • «Сестрёнкин сачок зацепился за сучок».
  • «Сенька Саньку и Соньку на санках везет. Санки соскочили, Сеньку с ног сбили, всех в сугроб свалили».

Как способствовать развитию речи у детей

Чтобы у дошкольника была правильная и развитая речь, родителям необходимо:

  • вырабатывать правильное произношение звуков речи;
  • готовить речевой аппарат малыша к произношению, для этого каждый день находить время для артикуляционных упражнений;
  • постоянно разговаривать с ребенком;
  • не только читать малышу книжки, а и учить его пересказывать прочитанное.

Правильная постановка звука «с» ребенку поэтапно логопедическими занятиями поможет овладеть ему речью быстрее естественного пути и чувствовать себя комфортно в детской среде.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о постановке звука С

Постановка звука С,З,Ц:

Если ребенок произносит звук [с] межзубно (то есть его язык просовывается между зубами), попросите его произнести этот звук и посмотрите, как он это делает. 1. Вдоль языка ребенка может идти «желобок», «выходное отверстие» которого вам будет видно при осмотре. Именно по этому «желобку» должна подаваться воздушная струя. Если у ребенка именно такое произношение, вам при работе над звуком [с] можно вслух произносить его, называть звук своим именем. Вам сразу же нужно будет предложить ребенку произнести звук [с] (межзубный), а в дальнейшем просто объяснять и показывать ему, как лучше всего «убрать» язык за зубы (см. ниже). 2. Язык может лежать между зубами сплошной массой, никакого «желобка» вдоль него не образуется, воздух выходит изо рта ребенка, просто обтекая его. 3. Звук [с] может произноситься и каким-нибудь иным образом (не межзубно). В двух последних случаях ребенку нужно будет сначала поставить «правильное» межзубное произношение звука [с]. Произносить звук [с] вслух вам нельзя. Постановка межзубного звука [с]. 1. Пусть ребенок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперед. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно (если получится), чтобы ребенок слегка прикусил язык с обеих сторон по бокам коренными зубами. 2. В таком положении пусть дует себе на самую середину ладони, «делая» струю воздуха как можно более холодной. Можно положить на ладонь кусочек ватки и сдувать ее. Ватка должна находиться примерно в десяти сантиметрах ото рта ребенка. Пытаясь сдувать ее, он создаст по средней линии языка «желобок». Выход воздуха будет сопровождаться неясным свистящим звуком. Следите за тем, чтобы губы ребенка постоянно находились в улыбке и не участвовали в артикуляции. На первых порах верхнюю губу можно придерживать пальцем. 3. Покажите ребенку в зеркало его «желобок», объясните, что по нему идет воздух, обратите его внимание на то, что при этом слышится свист. Скажите ему, что таким «грубым голосом» свистит большой комар, а вы с ним сейчас будете учиться свистеть тоненько так, как свистит маленький. Окончательная постановка звука [с]. 1. Ребенок должен, не прекращая «свистеть» и глядя в зеркало (чтоб не исчез его «желобок»), медленно убирать язык за верхние резцы, как бы «оглаживая» их языком, пока тот не окажется прислоненным к их внутренней стороне. Покажите ему, как это делать, избегая полноценного произношения звука [с] (практически только с легким шумом выдувая изо рта воздух). 2. Когда язык ребенка окажется с внутренней стороны верхних зубов, послышится почти правильный звук [с]. После этого (по вашему показу) ребенок должен прикрыть рот в форме правильного прикуса, будет слышаться полноценный звук [с]. 3. Обратите на этот звук внимание ребенка, скажите ему, что именно так и должен «свистеть» маленький комар. 4. В дальнейшем «обучайте» вашего комара произносить слоги (по картинкам). 5. После того как ребенок без затруднений научится произносить слоги, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

Постановка звука [С] на вдохе

1. Пусть ребенок, приоткрыв рот, разместит плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами. Покажите ему эту артикуляцию. Затем он должен сомкнуть (но не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку. 2. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребенок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он «попал» на самый кончик языка и почувствовался на нем холодком. В результате послышится более или менее внятный, очень тихий звук [с]. 3. Если звука [с] не получится (может слышаться просто «всхлип»), значит, ребенок сделал слишком глубокий вдох. Вы можете даже заметить, как поднялась у него грудная клетка. Скажите ему, что он не должен вдыхать, а только «втянуть» сквозь зубы чуть-чуть воздуха, чтобы «охладить» кончик языка. Покажите ему, как это сделать, чтобы он понял, до какой степени незаметное действие он должен совершить. 4. После этого скажите ребенку, чтобы этот же самый воздух, который он чувствует холодком на кончике языка (потому что тот еще не нагрелся), он сквозь зубы «выдул» наружу. Пусть «сдует» его с кончика языка и «процедит» сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке. В результате ребенок произнесет тихий звук [с]. 5. В дальнейшем пусть на вдохе и выдохе (как бы «гоняя» туда-сюда одну и ту же крошечную порцию воздуха) произносит звук [с]. Следите, чтобы он не запыхался, давайте ему передохнуть. Грудная клетка и плечи должны быть опущены, губы вытянуты в улыбку. Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка и тут же «сдуваться» также именно с кончика языка. Можно предложить ребенку сдувать с кончика языка «чувство холодка». 6. Когда звук [с] будет получаться достаточно устойчиво, обратите внимание ребенка на то, что у него получается тоненький свист, как у «маленького комара». Пусть на выдохе «свистит» подольше. 7. Затем нужно «свистеть» только на выдохе - прерывисто, с паузами («комар, дескать, свиснет, потом задумается немного, потом опять свиснет»). 8. После этого переходите к произношению слогов [са], [сэ], [сы]. [со], [су] (по картинкам). Скажите ребенку, что ваш «комар будет учиться разговаривать». 9. Когда звук [с] будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает. Постановка звука «С» бокового.

Постановку звука лучше начинать с отработки опорных звуков:[И] , [Ф]. Когда ребёнок начнёт правильно произносить звук [И] , попросить пустить ветерок по языку, слышится звук [С]. Другой способ постановки : от межзубного звука [С]. Этот способ помогает удержать боковые края языка в одинаковом положении. Ребёнка просят прикусить кончик языка и при этом пропустить воздушную струю по языку.

Постановка звука «Ц»

Механический способ: воспользоваться опорными слогами «ТЫ» и «ТА». Ребёнка просят произнести, например, слог «ТЫ», при этом, надавливают зондом вниз, на кончик языка.

Постановка звука «Ш» бокового.

Попросить ребёнка произнести слог [СА] , а зондом-вилкой (или пальцем) придерживать передний край языка у верхних альвеол. Если постановку звуков проводите шпателем или другим зондом. необходимо следить за равномерным подъёмом боковых краёв языка.

Постановка звука «С» от звука «Т» .

Зубы должны быть приоткрыты, но не сжаты. Пусть ребёнок, следом за вами выдохнет и длительно произнесёт звук [Т]. На ладони струйкой должен ощущаться выдох.Затем нужно вытянуть губы в улыбку и в таком положении продолжать длительно произносить звук [Т], возможно, что после [Т] будет слышаться правильный [с]. Если этого не произойдёт и звук будет неясным, попросите ребёнка сильно улыбнуться, вытянув губы в "ниточку". Свистящий звук будет звучать тоньше.

Постановка звука «C» от «Ш»

Ребёнок должен тянуть "Ш". В это время пусть язык продвигает вперёд, от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба. верние резцы должны находиться прямо над нижними. Приоткрыть рот.Сначала будет слышаться смягчённый звук [ш], а потом неясный свистящий звук и, наконец, правильный звук [С].

Звук «С». Не формируется желобок,кончик языка не удерживается

Использую колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах. Результат хороший.

Постановка звука «С» при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед) Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук «С» будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

Существует еще один способ постановки «С» при прогении: сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук «Т» в этом положении. Будет слышен практически четкий звук «С».

Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно - в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.

В логопедии постановка какого-либо звука - это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.

У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих - это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы - в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).

Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:

  • дисграфия - различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
  • дислексия - невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
  • дислалия - серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.

Как нужно говорить звук С и мягкое Сь

Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула - нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.

Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.

Правильная артикуляция Сь и С

Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.

Упражнения для произношения звука С и Сь

Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

  • обыкновенный насос;
  • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
  • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное - наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

Правильная артикуляция при произнесении звука С

Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.

После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.

Подготовительные упражнения

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения - повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Артикуляционные упражнения

  • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ - зубы должны быть открыты.
  • Свист - при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
  • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
  • Чистка зубов - хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы - сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
  • Стрелка часов - губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • Качели - с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

Упражнения по автоматизации

Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги - Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные - Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна - Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи - самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.

Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен - логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.

Подготовительный этап:

— Учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.

— Формировать длительную направленную воздушную струю.

— Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

— Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.

— Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие обобщающие понятия.

— Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Книга со сказкой «Теремок» с иллюстрациями; карточки с вкладышами для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) - горох; салатник (салат) - морковь; тарелка (пюре) - картофель; чашка (компот) - груша; пироги - яблоко; предметные картинки (кость, кастрюля, сосиска); разрезная картинка с изображением овощей.

1. Организационный момент.

Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. (Вносит книгу со сказкой «Теремок».) Ты узнал эту сказку? Как она называется? Ребенок отвечает. Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги), стоит он за забором (упражнение «Забор»). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»). Дверь открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась. Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения. Вошла в теремок и стала там жить.
Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язычок, «Пошлепаем по язычку») и села отдохнуть (упражнение «Лопата»).

2. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, остановилась на крылечке (упражнение «Лопата»), спрашивает: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произносить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе жить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого языка), стали обед готовить. Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он? (Гороховый.) Пюре из картофеля, какое? (Картофельное.) Салат из моркови, какой? (Морковный.) Компот из груш, какой? (Грушевый.) Пироги из яблок, какие? (Яблочные.)

3. Скакал мимо заяц Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок». А у него с собой полная корзинка фруктов.

Пальчиковая игра «Фрукты»

Вот у зайца

Димочки Фрукты в корзиночке:

Яблоки и груши.

Угощайтесь, кушайте!

Персики и сливы,

Спелые, красивые!

Посмотри-ка на ранет!

Вкуснее этих фруктов нет!

Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.) Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок дует на кончик широкого языка). Пустили зайца в теремок и стали жить все вместе.

4. Бежит мимо лисичка-сестричка (открывается следующая страница). Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение «Почистим нижние зубки»). Мечтает она о вкусном обеде. Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда, когда услышишь правильное слово.

Кофть - тость - кошть - кость.

Чупчик - тупчик - суптик - супчик.

Шошишка - соситка - фосифка - сосиска.

Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок проговаривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Стали они жить вместе.

5. Бежит мимо волчок - серый бочок, несет с собой какой-то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал. Помоги волчку все собрать (ребенок собирает разрезную картинку «Овощи»). Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (Называет.) Постучался волчок (проговаривает нужную фразу). Пустили его в теремок.

6. Идет мимо большой (открывается следующая страница) медведь. Остановился около теремка (упражнение «Лопата») и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу громким, сердитым голосом.) Спрятались все звери в теремке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними зубами). Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на теремок. Заскрипел теремок: с-с-с. Как только услышишь, что теремок скрипит, крикни гром­ко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с… Сломал медведь теремок (дует на кончик широкого языка), но ты помог зверям, предупредил их. Никто не пострадал! Вот и сказке конец (книга закрывается), а кто слушал - молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот - умница!

Постановка звука С

— Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

— Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

— Учить правильно произносить звук [с] с механической помощью и по подражанию.

— Продолжать учить выделять звук [с] из ряда звуков.

— Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.

— Упражнять в правильном употреблении форм винительного и родительного падежа единственного числа имен существительных.

— Развивать внимание, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ: Игрушка-дразнилка «Малыш»; длинная тонкая палочка для постановки звука [с]; предметные картинки с изображением предметов посуды (чайник, чашка, ложка, вилка, тарелка); пирожки (муляжи или плоскостные изображения); набор рыбок.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с Малышом. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. Вот он и хочет у тебя поучиться.

2. Малыш тебе улыбается, и ты ему улыбнись (упражнение «Улыбка»). У Малыша нет зубов, покажи ему, какой у тебя заборчик из зубов (упражнение «Забор»). Давай научим Малыша показывать язычком лопатку, но сначала похлопаем по язычку: пя-пя-пя (упражнение «Накажем непослушный язычок»). А теперь положи на нижнюю губку плоский язычок. Вот и получилась лопатка! (Упражнение «Лопата», сопровождается работой с игрушкой-дразнилкой.) Устал Малыш, решил отдохнуть. И язычок устал. Положи его на нижнюю губу и подуй на него, чтобы язычок отдохнул (упражнение «Ветерок»). От ветерка язычку стало холодно. Спрячь его за нижние зубки (упражнение «Язычок спит»). Молодец!

3. Малыш проголодался. Давай угостим его чаем. Нальем воду в чайник: с-с-с. Научи Малыша свистеть так, как свистит водичка из-под крана (постановка звука [с] с механической помощью).

4. Чайник уже закипает. Он должен засвистеть: с-с-с. Как только ты услышишь, что чайник закипел, скажи Малышу «Кипит!». Слушай внимательно: т, с, в, з, с, ш, с, п, ф, с. Давай покажем, как свистел чайник: с-с-с (постановка зву­ка [с] с механической помощью, затем по подражанию).

5. Малыш будет пить чай с пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков. Этот пирожок с малиной, он малиновый. А этот пирожок с яблоками, какой он? Этот пирожок с вишней, какой он? (Вишневый.) Этот пирожок с клубникой, какой он? (Клубничный.) Этот пирожок с разными ягодами, какой он? (Ягодный.) Этот пирожок с разными фруктами, какой он? (Фруктовый.)

6. Наелся Малыш, пошел посуду мыть. Вода из-под крана свистит: с-с-с (постановка звука с механической помощью, затем по подражанию). А какую посуду вымыл Малыш? Что он вымыл? (Показывает картинку «Чашка».) Теперь чего нет на столе? (Аналогичная работа с остальными картинками.) Убрал Малыш посуду в шкафчик, скрипнул дверцей: с-с-с

7. Отправился Малыш на речку, и мы пойдем вместе с ним. Посмотрел он в воду, а там плавают рыбки. Покажи ему рыбок, которые плывут вправо. А теперь тех, что плывут влево. Малыш хочет покормить рыбок, сыплет в воду крошки: с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с механической помощью).

8. Прежде чем уйти с речки, Малыш хочет поиграть с рыбками.