Коза считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее. Коза считается животным, имеющим демоническую природу; выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее Что

Для человека наиболее привычными являются круглые зрачки. А вот у коз, например, они прямоугольные!

С чем это связано?На самом деле, у коз зрачки похожи на горизонтальные прорези. Но при расширении они становятся похожими на прямоугольники.Это даёт возможность козам видеть на 340°, практически без поворота головы. Для сравнения, человек может видеть на 160 – 180°, не поворачивая головы.

В течение дня при солнечном свете зрачки у коз очень узкие.Это, своего рода, защита от солнечного света. Глаз защищает сам себя от дневного света, а ночью расширяется, и становится прямоугольным.Наличие таких необычных зрачков заложено природой. Прямоугольные зрачки не только у коз, но и у других копытных животных, которые пасутся на пастбищах. Такие зрачки помогают животным лучше ориентироваться на равнинах и пастбищах.Форма зрачка открывает животным лучший кругозор по ночам, что даем им хорошую возможность ориентироваться в ночное время.Это также обусловлено природой. Такие животные могут увидеть опасность и хищника (особенно ночью) раньше, чем он заметит их. Это заложено инстинктом самосохранения.Точно такие же прямоугольные зрачки присутствуют у осьминога, что обусловлено природой и эволюцией.

Откуда пошло выражение " отставной козы барабанщик " ?

Так называли в xix веке людей без определенных занятий, а иногда и просто маленьких, забытых людей, кое-как кормящихся какими-нибудь случайными и никому не нужными поделками. откуда взялось это шуточное определение?

Почти до самой революции в глуши можно было увидеть бродячую труппу нищих или полунищих: поводыря с ученым медведем, показывавшим разные «штуки», «козу» - человека, на голове которого было укреплено грубое подобие козьей головы из мешковины, и «барабанщика», часто из отставных солдат, барабанным боем призывавшего «публику».

Оказаться на положении «отставного барабанщика при козе», то есть потерять и эту работу, было уже окончательным пределом бедствия. вероятно, в языке бродячих трупп и надо искать корни нашего образного выражения.

Немножко новых и интересных фактов о козах.

Белорусы считали, что козу сотворил чёрт, и потому внешне похожа на него. Украинцы также считали козу чёртовым твореньем, и если её покропить освящённой водой, то она сразу же «пропадает» (подыхает). У коз короткие хвосты, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты (пол., укр.-карпат.).

В то же время коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. В хлеву держат козла, которого якобы любит домовой (рус., костром.) или чёрт (укр., житомир.) и потому не вредит лошадям. Козла (особенно белого) боятся домовой (укр.) и ласка (Полесье). По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре (пол. Бескиды). От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.). По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Если же сглазили корову и она даёт плохой удой, следовало завести козу и смешивать коровье молоко с козьим это отвращало сглаз.

  • У коз хорошо развиты: слух,зрение,обоняние,вкус и т. д.
  • У коз очень тонкие вкусы и они разборчивы в еде.
  • Козы не любят, и даже боятся сырости.
  • Козы легко могут открыть мордой или передними ногами дверь(конечно если дверь не закрыта на замок!).
  • У коз также как и у козлов растёт борода.
  • У козы длинные уши- из-за них коза лучше слышит.
  • Козы могут "гипнотизировать", делать глаза жалобными, смотреть человеку в глаза выпрашивая еду.
  • В России 2/3 населения никогда не пробовали козьего молока.
  • В США самый дорогой племенной козлик зааненской породы стоил 5300 долларов (1995 год)
  • Согласно греческому мифу, коза Амалфея (Амалтея) вскормила в некой пещере на острове Крит своим молоком беспомощного младенца Зевса.
  • Козел – символ плодородия. Отсюда его связь с божествами и другими мифологическими персонажами, олицетворяющими это качество- литовским Перкунасом, славянским Перуном, скандинавским Тором, индийским Пушаном, греческим Паном, прусским Пушкайтсом. Колесницы этих богов запряжены козлами.
  • Одна из агадических историй рассказывает, что путь в Землю Обетованную показала людям коза – ей к хвосту привязали веревку и отправились вслед за нею.
  • А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО ЗА КОФЕ МЫ ДОЛЖНЫ БЛАГОДАРИТЬ КОЗ? ИМЕННО КОЗЫ НАШЛИ КОФЕЙНЫЕ ЗЕРНА, ИЗ КОТОРЫХ ВПОСЛЕДСТВИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НАУЧИЛОСЬ ВАРИТЬ КОФЕ.
  • Во Франции часто запрягали раньше коз в маленькие детские коляски. Также их использовали для выполнения садовых работ, было замечено, что кастрированные козы намного усидчивее и сильнее.
  • До сих пор в Скандинавии иногда козам на шею вешают головку чеснока, чтобы защитить их от троллей.
  • Есть более трехсот различных пород коз
  • Группа коз называется стадо или племя и, как правило, возглавляется самкой
  • Некоторые породы коз могут прыгать выше своего роста
  • Коза пробует на вкус всё, что напоминает ей траву, чтобы потом решить, будет ли она это есть
  • Козы не имеют верхних передних зубов

ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ ВЫРАЖЕНИЕ «КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ»?

По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа.

Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали. Отсюда произошло выражение «козёл отпущения».

НЕМНОЖКО НОВЫХ И ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О КОЗАХ.

Нормальная температура тела у коз от 39,0 до 39,3-39,4.

У коз большой и хорошо развитый головной мозг.

Козы (при хорошем обращении с ними) легко поддаются дрессировке.

У коз хорошо развиты: слух, зрение, обоняние, вкус и т. д.

При плохом обращении коза начинает показывать свой нрав.

У коз очень тонкий вкус и они разборчивы в еде.

Козы не любят и даже боятся сырости.

Козы легко могут открыть мордой или передними ногами дверь (конечно если дверь не закрыта на замок!).

У коз, также, как и у козлов, растёт борода.

У козы длинные уши - из-за них коза лучше слышит.

Козы могут «гипнотизировать», делать глаза жалобными, смотреть человеку в глаза, выпрашивая еду.

В 1906 году, в Париже, на Всемирном конгрессе детских врачей, козье молоко было признано лучшим естественным заменителем женского молока.

В зоопарках всего мира держат коз для выкармливания детенышей, оставшихся без материнского молока, так как козье молоко подходит практически для всех млекопитающих.

Козье молоко содержит иммуноглобулины и с древнейших времен использовалось для лечения и профилактики многих болезней, даже таких, как туберкулез.

Козье молоко усваивается организмом в 5 раз быстрее коровьего, успешно употребляется людьми, страдающими метеоризмом и не переносящими коровьего молока.

Козы практически не болеют туберкулезом.

2/3 населения никогда не пробовали козьего молока.

Молоко от козы молочной породы не имеет специфического запаха, присущего аборигенным козам, оно очень приятно на вкус, охлажденное молоко приобретает привкус свежего лесного ореха.

Козье молоко выводит из организма радионуклеиды.

Козьим молоком успешно лечат аллергию.

В США самый дорогой племенной козлик заокеанской породы стоил 5300 долларов (1995 год)

Племенные козлята в США стоят от 200 до 1000 долларов, средняя дойная коза стоит около 1000 долларов.

Согласно греческому мифу, коза Амалфея (Амаптея) вскормила в некой пещере на острове Крит своим молоком беспомощного младенца Зевса.

Козел - символ плодородия. Отсюда его связь с божествами и другими мифологическими персонажами, олицетворяющими это качество - литовским Перкунасом, славянским Перуном, скандинавским Тором, индийским Пушаном, греческим Паном, прусским Пушкайтсом. Колесницы этих богов запряжены козлами.

Молоко люди стали употреблять за 10 тысяч лет до нашей эры, когда приручили диких коз.

Козы упоминаются в Библии 200 раз.

Одна из агадических историй рассказывает, что путь в Землю Обетованную показала людям коза - ей к хвосту привязали веревку и отправились вслед за нею.

Рекордный удой в Австралии козьего молока за год - 3500 кг (зааненская порода), когда в Тверской области среди коров эта сумма колеблется около 2000 кг.

До сих пор в Скандинавии иногда козам на шею вешают головку чеснока, чтобы защитить их от троллей.

Тобаго является домом для козьих гонок. Удивительно, но это один из самых популярных, но при этом весьма необычных видов спорта на острове, где наездники управляют козами с помощью трехметровой привязи и кнута. Этот странный вид спорта имел место на Тобаго с 1925-го года, Букко - именно то место, где можно посмотреть на сие невероятное действо.

А вы знали, что за кофе мы должны благодарить коз? Именно козы нашли кофейные зерна, из которых впоследствии человечество научилось варить кофе.

Во Франции раньше часто запрягали коз в маленькие детские коляски. Также их использовали для выполнения садовых работ: было замечено, что кастрированные козы намного усидчивее и сильнее.

У козы очень чувствительное отношение ко всем атмосферным изменениям. В горах всем известно, что за день или два до бури у козы нарушается покой, они начинают громко и часто блеять, порывисто едят, удои сильно снижаются.

Имеется более трехсот различных пород коз.

Группа коз называется стадо или племя и, как правило, возглавляется самкой.

Некоторые породы коз могут прыгать выше своего роста.

Козы живут около 8-12 лет.

Коза пробует на вкус всё, что напоминает ей траву, чтобы потом решить, будет ли она это есть.

Рождественский козёл, соломенная коза (норв. Julebukk, швед. Julbock) — традиционный новогодний и рождественский персонаж в Норвегии, Швеции и Финляндии.

Конни Линдквист (1950-2002): Рождественская коза.

Один их самых древних символов шведского рождества - козёл. Эта история уходит корнями в дохристианские времена, когда язычники-шведы верили в Тора, бога сродни Зевсу.

Языческие времена ушли, а козлик остался и превратился в соломенное украшение шведских домов.

Роль рождественского козла постоянно менялась. Вплоть до 19 века в рождественские праздничные дни молодые ряженые ходили от фермы к ферме, играли и пели рождественские песни. Одна из групп всегда была одета как козлы, иногда с маской, сделанной из соломы, и в качестве награды они получали еду и напитки.

В течение XIX века традиция постепенно изменилась: человек, наряженный козлом, стал дарить подарки.

В рождественские праздники по улицам ходили ряженые в костюмах козлов.

Обычно его изображал кто-нибудь из семьи. К концу века козла из рождественских традиций вытеснил гном (jultomte) - шведский Дед Мороз.

Рождественского козла часто делают из соломы или вырезают из дерева. В старину в ходу был розыгрыш, в котором козла подбрасывали к соседскому дому с запиской, гласящей, что от козла нужно отделываться таким же способом, то есть подбросить другим.

В современном варианте рождественский козел является декоративной фигуркой из соломы, перевязанной красными ленточками. Его традиционно кладут под елку в качестве украшения.

Более крупные фигуры воздвигают на городских улицах незадолго до Рождества.

Их, к недовольству мастеров, часто сжигают в канун праздника, что совершенно незаконно!

Отголоски этой традиции есть и в Финляндии. Финского Санту многие называют Йолупукки (Joulupukki), что в дословном переводе с финского означает «Рождественский козёл». Это как раз отголоски языческих традиций, подобных тех, что существуют у шведов. Хотя сейчас Финляндия и считается родиной Санта-Клауса, но финны и старые свои традиции не забывают. На их рождественских украшениях и открытках рождественские гномы - частые гости, в том числе и с козлом.

Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке, хоть и сохраняет некоторые национальные особенности. Но ещё в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками.

У Йоулупукки есть жена — Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat) и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.

Очень похож на Йоулупукки и норвежский Юлебукк. Самое забавное то, что Юлебукка сопровождает волшебная коза, которая тоже разносит подарки и несет людям благословление и благосостояние. Эту козу детишки ждут с нетерпением и специально для нее кладу в свою обувку колосья овса.

Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы как в Западной, так и в Восточной Европе.

У славянских народов до сих пор сильна традиция вождения ряженой козы. Вождение колзы исполняется на Святки или на Масленицу.


Вождение козы в барском имении. Западная Белоруссия, XIX век. М. Андриолли.

Коза в народных обрядах является символом плодородия и богатства. Белорусы считали, что козу сотворил чёрт, и потому внешне похожа на него. Украинцы также считали козу чёртовым твореньем, и если её покропить освящённой водой, то она сразу же «пропадает» (подыхает). У коз короткие хвосты, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты.

В то же время коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. В хлеву держат козла, которого якобы любит домовой и потому не вредит лошадям. Козла (особенно белого) боятся домовой и ласка. По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре.

От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.). По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Если же сглазили корову и она даёт плохой удой, следовало завести козу и смешивать коровье молоко с козьим это отвращало сглаз.

Костюм ряженой «козы» представлял: вывернутый шерстью наружу кожух; деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Поляки к бороде привешивали колокольчик.

У белорусов известна «коза» в виде большой куклы на палке. Украинцы Буковины макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя.

В Великопольше при масленичных обходах (подкозёлэк) иногда водили живую козу, приписывая ей магическое воздействий на урожай. Деревянная рогатая фигура козы была атрибутом процессии ряженых в последний вторник карнавала. На Украине маска козы фигурировала также в свадебном и погребальном обрядах (в «играх при покойнике»).

Рождественско-новогодний обряд «вождения козы» наиболее ярко представлен у украинцев и белорусов. Кульминацией обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…»

Де коза ходить, там жито родить,
Коза ногами, жито копами.

Де коза рогом, там жито стогом,
Де не буває, там вилягає.

Го-го-го, козо, го-го-го, сіра,
Го-го, рогата, го-го, кудлата.

Ти розходися, розвеселися,
Козо-небого, поскач немного.

Коза упала, нежива стала,
Протягла ріжки, витягла ніжки.

Козо, козуню, ой пробудися,
Ґазді й ґаздині низько вклонися.

Несуть щедрівку: в цебрі горівку,
В мисці горішки, ще й кільце кишки.

Песня сопровождалась танцем-пантомимой, где коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскреcала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

В белорусской обрядности бытовали варианты обрядных песен «О козе и волке», «О козле и Барабанихе».

На Украине обычно «козу водят» в Щедрый вечер.



Ряженые. Святочное вождение «козы». Станица Анастасиевская, Краснодарский край. Фото. 1989 г.

В цикле весенних обрядов Нижегородчины, приуроченных к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста, отмечали «козью масленицу» вождением по улицам убранного венком и лентами козла.

Рождественский козёл, соломенная коза (норв. Julebukk, швед. Julbock) — традиционный новогодний и рождественский персонаж в Норвегии, Швеции и Финляндии.


Один их самых древних символов шведского рождества - козёл. Эта история уходит корнями в дохристианские времена, когда язычники-шведы верили в Тора, бога сродни Зевсу.

Языческие времена ушли, а козлик остался и превратился в соломенное украшение шведских домов.

Роль рождественского козла постоянно менялась. Вплоть до 19 века в рождественские праздничные дни молодые ряженые ходили от фермы к ферме, играли и пели рождественские песни. Одна из групп всегда была одета как козлы, иногда с маской, сделанной из соломы, и в качестве награды они получали еду и напитки.

В течение XIX века традиция постепенно изменилась: человек, наряженный козлом, стал дарить подарки.

Обычно его изображал кто-нибудь из семьи. К концу века козла из рождественских традиций вытеснил гном (jultomte) - шведский Дед Мороз.

Рождественского козла часто делают из соломы или вырезают из дерева. В старину в ходу был розыгрыш, в котором козла подбрасывали к соседскому дому с запиской, гласящей, что от козла нужно отделываться таким же способом, то есть подбросить другим.

В современном варианте рождественский козел является декоративной фигуркой из соломы, перевязанной красными ленточками. Его традиционно кладут под елку в качестве украшения.

Более крупные фигуры воздвигают на городских улицах незадолго до Рождества.

Отголоски этой традиции есть и в Финляндии. Финского Санту многие называют Йолупукки (Joulupukki), что в дословном переводе с финского означает «Рождественский козёл». Это как раз отголоски языческих традиций, подобных тех, что существуют у шведов. Хотя сейчас Финляндия и считается родиной Санта-Клауса, но финны и старые свои традиции не забывают. На их рождественских украшениях и открытках рождественские гномы - частые гости, в том числе и с козлом.

Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке, хоть и сохраняет некоторые национальные особенности. Но ещё в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками.

У Йоулупукки есть жена — Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat) и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.

Очень похож на Йоулупукки и норвежский Юлебукк. Самое забавное то, что Юлебукка сопровождает волшебная коза, которая тоже разносит подарки и несет людям благословление и благосостояние. Эту козу детишки ждут с нетерпением и специально для нее кладу в свою обувку колосья овса.

Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы как в Западной, так и в Восточной Европе.

У славянских народов до сих пор сильна традиция вождения ряженой козы. Вождение колзы исполняется на Святки или на Масленицу.

Коза в народных обрядах является символом плодородия и богатства. Белорусы считали, что козу сотворил чёрт, и потому внешне похожа на него. Украинцы также считали козу чёртовым твореньем, и если её покропить освящённой водой, то она сразу же «пропадает» (подыхает). У коз короткие хвосты, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты.

В то же время коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. В хлеву держат козла, которого якобы любит домовой и потому не вредит лошадям. Козла (особенно белого) боятся домовой и ласка. По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре.

От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.). По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Если же сглазили корову и она даёт плохой удой, следовало завести козу и смешивать коровье молоко с козьим это отвращало сглаз.

Костюм ряженой «козы» представлял: вывернутый шерстью наружу кожух; деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Поляки к бороде привешивали колокольчик.

У белорусов известна «коза» в виде большой куклы на палке. Украинцы Буковины макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя.

В Великопольше при масленичных обходах (подкозёлэк) иногда водили живую козу, приписывая ей магическое воздействий на урожай. Деревянная рогатая фигура козы была атрибутом процессии ряженых в последний вторник карнавала. На Украине маска козы фигурировала также в свадебном и погребальном обрядах (в «играх при покойнике»).

Рождественско-новогодний обряд «вождения козы» наиболее ярко представлен у украинцев и белорусов. Кульминацией обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…»

Де коза ходить, там жито родить,
Коза ногами, жито копами.

Де коза рогом, там жито стогом,
Де не буває, там вилягає.

Го-го-го, козо, го-го-го, сіра,
Го-го, рогата, го-го, кудлата.

Ти розходися, розвеселися,
Козо-небого, поскач немного.

Коза упала, нежива стала,
Протягла ріжки, витягла ніжки.

Козо, козуню, ой пробудися,
Ґазді й ґаздині низько вклонися.

Несуть щедрівку: в цебрі горівку,
В мисці горішки, ще й кільце кишки.

Песня сопровождалась танцем-пантомимой, где коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскреcала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

В белорусской обрядности бытовали варианты обрядных песен «О козе и волке», «О козле и Барабанихе».

На Украине обычно «козу водят» в Щедрый вечер.

В цикле весенних обрядов Нижегородчины, приуроченных к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста, отмечали «козью масленицу» вождением по улицам убранного венком и лентами козла.

В календарных обрядах, связанных с аграрной магией, присутствует ряженая коза или маска козы. Святочные и масленичные обходы с ряженой козой наиболее распространены у украинцев и белорусов, в меньшей степени у русских. Атрибуты ряженой козы: вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью.

Ядром восточно-славянского рождественско-новогоднего обряда «вождения козы» является песня с припевом «О-го-го, коза», где в гиперболизированных образах рисуется картина будущего урожая («где коза ходит, там жито родит», «где коза рогом - там жито стогом», «где коза хвостом - там жито кустом» Ит. п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой, центральным моментом которого было «умирание» и «воскрешение» козы, символизировавшее круговорот времени и возрождение природы. В Польше деревянная рогатая фигура козы участвовала в процессии ряженых в последний вторник карнавала. На Украине маска козы фигурировала также в свадебном и погребальном обрядах (в «играх при покойнике»).

С плодовитостью козы связана ее эротическая символика: в белорусских и польских песнях присутствуют мотивы любовных ухаживаний Волка за Козой и брака Козы с Волком в песнях, а съеденная Волком Коза символизирует доставшуюся жениху невесту.

Коза как жертвенное животное фигурирует в своеобразном действе, совершавшемся в разных районах Чехии в день св. Якуба (25 июля), когда с колокольни или другого возвышенного места сбрасывали козла с позолоченными рогами, убранного лентами и цветами. Его кровь собирали и хранили как лечебное средство от испуга. Фракийские болгары закалывали козу на свадьбе, после брачной ночи. Запреты использовать козу в качестве жертвы (болгары не закалывают козу на поминальную трапезу; македонцы не используют козу как жертвенное животное) мотивированы тем, что коза - нечистое, демоническое животное.

В этиологических легендах коза - создание дьявола (укр. - «чертово семя», пол. - «дьявольское создание», чеш. - «чертова порода») и потому внешне похожа на него. Украинцы считают, что домашняя коза сотворена чертом и если ее покропить освященной водой, то она сейчас же сдохнет. У козы короткий хвост, так как дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты (пол., укр. - карпат.). Согласно польскому поверью, коза имеет всю силу в хвосте; чтобы козы не объедали деревьев, им в хвост надо воткнуть иголку. В Закарпатье говорят, что козы все время норовят залезть на деревья, потому что у них «чертовы» ноги; козы когда-то имели на ногах когти и лазали по деревьям; черт проспорил Богу своих коз, и Бог лишил их когтей; на коленях у козы желтая шерсть, так как черт, выгоняя их со двора Господа, бил их по ногам, отчего текла кровь и окрасила шерсть. В легендах коза как нечистое животное противопоставляется корове и овце - чистым и «Божьим» созданиям.

По общеславянскому поверью, в виде козла появляется дьявол. Козлиные ноги (рога, уши, борода) присутствуют в облике черта, лешего, домового, водяного. Поляки считают, что в глазах у ведьмы можно видеть отражение козы. В Костромской области бытует поверье, что на «том свете» удавленники превращаются в коз. В Киевской губернии верили, что накануне Пасхи в виде козы может показаться клад. У козы, как дьявольского создания, ведьма не может отобрать молока. Верхом на козе ездит дьявол.

Коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) используется как оберег. По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Русские и украинцы держали в хлеву козла, которого якобы любит домовой (или черт) и потому не вредит лошадям. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не дает колдунам приблизиться к отаре (польские Бескиды). В Костромской губернии от падежа скота прибивали на дворе козлиную голову. В Польше, если корову сглазили, следовало смешивать коровье молоко с козьим - это отвращало сглаз; козьим молоком заливали пожар, возникший от молнии; изгоняя беса из одержимого, клали ему в рот кусочек козлятины.