Если ребенок левша маленькие подсказки для родителей. Нюансы воспитания ребенка-левши и особенности его развития. Когда у ребенка формируется ведущая рука

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему в метрополитене щели для жетонов и карточек – всегда с правой стороны турникета? Под правшей «заточены» очень многие вещи – от ножниц до компьютерных мышек, от прописей в тетрадках до станков на заводах. Некоторые фирмы, правда, выпускают специальные товары для леворуких (в основном это канцелярские принадлежности, рабочие инструменты и бытовые приспособления). Но таких исключений пока немного. Чем старше наш любимый левшонок, тем к большему количеству вещей в праворуком мире ему приходится адаптироваться. В детском саду вопрос стоит ещё не так остро. А вот в школе возникают проблемы – как предвиденные родителями, так и совершенно для них неожиданные. Ведь там далеко не всегда бывают учтены особенности развития леворуких детей. Каковы же они?

Есть вещи, которые изначально даются левшам сложнее, чем их праворуким сверстникам.

* У многих левшат медленнее формируется фонематический слух (способность различать различные звуки) и способность к артикуляции. Поэтому они могут заговорить позже сверстников, но уже довольно длинными и сложными фразами. Родным остаётся только поражаться их «взрослой» речи. Как рассказала одна мама, её дочка молчала практически до двух лет. На горизонте «замаячил» неприятный диагноз – «задержка речевого развития». И вдруг, выйдя утром на улицу, девочка скорчила уморительно брезгливую рожицу и произнесла: «Фу, как тут мокро!» После этого у родителей возникали только противоположные проблемы – порой невозможно было унять «разговорившегося» ребёнка.

* Сложные отношения у левши складываются с пространством и временем. Даже в младшем школьном возрасте он может иногда сомневаться, какая рука у него правая, а какая левая. У леворуких детей часто встречаются нарушения или недостаточность в развитии пространственного восприятия на зрительном уровне, зрительной памяти, моторной координации. Например, дорогу в незнакомых местах левшонок запоминает с большим трудом.

* Порою ребёнку-левше трудно определить время по часам со стрелками. Он путает часовую и минутную стрелки, воспринимает их в зеркальном отражении или смещёнными.

* Иногда у таких детишек задерживается развитие такого важного навыка, как формирование рядов из слов, знаков, изображений, объектов. Им трудно запомнить взаимное расположение чего-либо в пространстве, тяжело собрать мозаику, выложить узор в определённом направлении. Казалось бы, такие особенности могут помешать левшонку ориентироваться и успешно действовать в окружающем мире. Но природа по-своему справедлива. И все эти трудности она компенсирует с лихвой! Ведь уже давно доказано, что левши – удивительные люди. Левша каждый раз придумывает, а то и невообразимым (для окружающих) образом выделяет свой путь строения и завладения миром праворуких… Все без исключения дети-левши умеют колоссально, почти волшебно контролировать течение своей психической активности. Часто они добиваются нужных результатов как бы «непрямым» путём, находя иногда абсолютно немыслимые доступные и недоступные средства. Маленький четырёхлетний левшонок легко пересказывает целые страницы из «вычитанной» им книжки, а потом оказывается, что ни одна из букв ему неизвестна. Так кто же научил его подобному способу чтения? Кто научил ребёнка в шесть лет решать цифровые задачи немалой трудности, при том, что он менял и переиначивал написание похожих между собой цифр? Отнимал от нижнего ряда верхний, а само слово «задача» обозначал как «чдз», то есть зеркальным методом, пропуская все гласные? Каждому разумному взрослому многие века было понятно, что время - это часы, висящие на стене. А вот вечному ребёнку, как все гении, А. Эйнштейну это вдруг привиделось абсолютно некорректной постановкой вопроса. Итог нам всем известен. Хотя, скорее всего, он иногда использовал часы и по прямому назначению.

Да, выстраивать словесные ряды и запоминать не связанные между собой вещи и понятия левше сложнее, чем праворукому сверстнику. Зато, если он может их как-то «пометить» в уме, найти логические связи и ассоциации, то запоминает легко и в большом объёме. А какой нестандартный у левши взгляд на мир, какая способность отыскивать логические и образные связи, какое стремление к новому и оригинальному… Согласно недавним исследованиям, леворукие выпускники вузов зарабатывают на 13-21 % больше, чем их праворукие коллеги. Кроме того, как предполагают исследователи, левшей очень много среди деятелей различных видов искусств. Например, среди художников, музыкантов, а также некоторых категорий спортсменов. В отдельных видах спорта левши – буквально «на вес золота». Например, в теннисе, фехтовании, боксе, большинстве единоборств они считаются самыми опасными и «непредсказуемыми» противниками. Недаром 40 % чемпионов мира по боксу – леворукие.

«Леворучка» в школе и дома.

В начальной школе дети-левши довольно часто встречаются с трудностями. Не пугайтесь! Это касается не только вашего ребёнка, но и вообще большинства левшей. Обычно к классу четвёртому различия сглаживаются, и левшонок нормально «вливается» в учебный процесс. Но в этом ему нужно помочь.

При воспитании и обучении левши нужно всегда помнить о его повышенной эмоциональности, ранимости. Левшонок чрезвычайно чувствителен к внешней оценке. Он даже больше, чем обычный ребёнок, нуждается в принятии, одобрении, уважении, сочувствии. Не ленитесь похвалить его за успешно выполненную работу! Задача родителей – развить в нём оптимизм, уверенность в себе, активное отношение к жизни. Психические процессы отнимают у левшей очень много энергии. Следствием становится быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы. Поэтому внимательно следите, чтобы школьник соблюдал постоянный режим дня и не переутомлялся.

У левшей медленнее, чем у праворуких сверстников, формируются простые навыки, которые позволяют нам выполнять какие-то привычные действия автоматически, не задумываясь. Леворукого ребёнка труднее заставить что-то делать по правилам, по установленному шаблону. Например, чистить зубы на ночь, переодеваться, придя с улицы и т.п. Как тут действовать?

Не надо сердиться и нервничать. Но не стоит и ждать, что ребёнок сам научится (просто глядя на вас) шить иголкой, пользоваться ножницами, завязывать шнурки, застилать постель, рисовать, писать буквы. Левше трудно учиться каким-то навыкам «вприглядку». Он не может, глядя на вас, понять, как же это всё-таки делается. Ему нужно, чтобы движения, взаимное расположение рук, пальцев, головы «запомнило» всё его тело. Лучше взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним проделать нужное действие. Если не запоминается буква или цифра – пусть не просто пытается срисовать её, глядя на образец, а несколько раз обведёт по трафарету либо под копирку. А потом полюбуется на аккуратный, красивый рисунок.

Родитель, будь готов!

Школьные трудности касаются чаще всего обучения письму и счёту. Дело в том, что основой для первичных навыков здесь является зрительное восприятие. А оно, как мы помним, у левшей «прихрамывает».

1. «В какую сторону хвостик?» Ребёнок путает похожие по написанию буквы и цифры (например. «д» и «б»: у одной «хвостик» сверху, а у другой снизу), добавляет лишние элементы или наоборот, не дописывает элементы букв и цифр. «Зеркальное» написание букв, цифр и графических элементов встречается у 85 % первоклашек-левшей. Однако не волнуйтесь: большинство праворуких детей в возрасте от трёх до семи лет тоже иногда пишут некоторые буквы в зеркальном отражении. Это обычный этап овладения письмом. «В норме», по наблюдениям психологов, такие ошибки полностью исчезают после 10 лет.

Как помочь. Левша мыслит эмоциями и цельными образами. Чтобы запомнить что-то, ему нужна образная «привязка», ассоциация. Классический пример: «у «д» хвостик книзу, как у дятла, а у «б» – кверху, как у белочки».

2. Порядок букв. Иногда (особенно в спешке) левша может менять местами или пропускать буквы в слове. Из «коровы» у него в лучшем случае получается «ковра»… У некоторых левшей наблюдаются очень стойкие дисграфические ошибки. Дети путаются в порядке букв, забывают оставлять зазоры между словами. Это связано всё с тем же неразвитым умением формировать ряды, различать звуки и их последовательность.

Как помочь. Почаще выкладывайте с вашим дошкольником узоры из различных элементов или мозаику. Элементы располагайте строго слева направо. Сначала сложите верхний ряд, а потом как бы «переходите» на строку ниже. Проводите с ребёнком «зрительные диктанты». Для этого можно использовать два одинаковых набора геометрических фигур – квадратиков, треугольников, ромбиков и кружков, вырезанных из разноцветного картона. Из одного набора выкладывается ряд. Ребёнок рассматривает его и несколько раз перечисляет вслух слева направо, запоминая последовательность: «Синий квадратик, красный треугольник, жёлтый круг» и т.д. Образец закрывается, и ребёнок по памяти воспроизводит его, выкладывая фигуры из второго набора. Потом следует проверить правильность выполнения и «наградить» за хороший результат небольшим призом. Начинаются такие тренировки с совсем коротких рядов в 3-4 фигуры, а потом их протяжённость возрастает. Полезно будет предложить ребёнку-левше составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же, соблюдая направление слева направо. Для этого можно использовать детские комиксы, если в них рисунки расположены именно в таком порядке. Хорошие результаты даёт раннее обучение чтению. Если ребёнок много читает, он просто-напросто зрительно запоминает «внешний вид» слов.

3. Этот ужасный почерк. Большие, растянутые, неровные буквы клонятся в разные стороны? Пишет медленно и некрасиво? А вот тут уж ничего не поделаешь – это не от невнимательности и недостатка старания. Левша порою прикладывает к чистописанию больше усилий, чем его праворукий сверстник, а результат получается хуже. У некоторых левшей к старшим классам почерк выравнивается, а у некоторых – остаётся таким на всю жизнь.

Как помочь. Стоит поговорить с учителем, объяснить, что причина проблем с чистописанием – леворукость ребёнка, а не его невнимательность и лень. Надо снять психологическое давление в школе, чтобы ваш малыш не чувствовал себя из-за плохого почерка «отстающим», «худшим», чем другие ученики. И в самом деле, в эпоху компьютеризации куда важнее становятся навыки быстрого набора и поиска нужной информации в Интернете.

Учителю на заметку.

Когда леворукий ребёнок работает за столом – источник света должен находиться с правой стороны. Рассаживая детей в классе, учителю лучше посадить левшу так, чтобы доска была от него справа. Поза за партой – стандартная, но выдавшимся немного вперёд должно быть не правое, а левое плечо. Тетрадь или лист бумаги должны лежать таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Если левша сидит за партой вместе с праворуким ребёнком, его лучше посадить слева, а правшу – справа, чтобы они не мешали друг другу, сталкиваясь локтями.

Леворукие люди у окружающих вызывают неоднозначный интерес. Некоторые уверены, что такой человек уникальная, творческая личность. Другие же считают данную особенность изъяном и, если он обнаруживается у ребенка, пытаются избавиться от него методом переучивания. Считается ли леворукость отклонением, каковы ее причины и признаки. Нужно ли переучивать левшу и с какими проблемами он может столкнуться в жизни. Обо всем этом в этой статье.

Особенности левши

У детей правшей более развито левое полушарие мозга, которое отвечает за аналитическое, логическое мышление, речь, письмо, чтение. У левшей, наоборот, развито правое, отвечающее за эмоциональность, интуицию, креативность, впечатлительность. Оба полушария мозга контролируют движения тела, но делая это перекрестно. Левое полушарие отвечает за правую сторону тела, правое — за левую.

Во всем мире 90% людей — правши, 9% - левши, остальные являются амбидекстрами (обе руки ведущие). С 1976 года 13 августа повсеместно отмечается международный день левшей. Цель его привлечь к дискриминации их в мире.

Леворукость - не патология и не болезнь. Такие дети имеют множество психологических особенностей, но это лишь результат своеобразной деятельности мозга. Ребенок левша - творческая натура, он чувствительный и эмоциональный. Он не всегда может контролировать эмоции. Такие дети позже начинают разговаривать, у них затруднена ориентация в пространстве. Но, в то же время, леворукие малыши часто бывают очень одаренными, с неординарной фантазией и развитым образным мышлением. Левши артистичны с ярко выраженной индивидуальностью. Как правило, материальная сторона жизни их мало волнует, а вот к творчеству они относятся с особым трепетом. Творчество - их сильная сторона, с такими людьми никогда не бывает скучно. При этом дети левши нуждаются в особом внимании из-за эмоциональной неустойчивости и трудности в обучении. Очень важно беседовать с ними, подбадривать, помогать развивать их сильные стороны. При правильном подходе такой малыш может достичь серьезных успехов в жизни.

Если в семье леворукий ребенок, очень важно приобрести все необходимое оборудование для него: стол, принадлежности для письма, рисования, ножницы для бумаги. Это поможет ему быстрее и легче адаптироваться.

Причины леворукости

Считается, что леворукость закладывается во время внутриутробного развития, натального (роды) и постнатального периода. Существуют некоторые факторы, влияющие на развитие леворукости:

  • Хронические заболевания матери во время беременности (почки, сердечно-сосудистая система, аутоиммунный синдром).
  • Злоупотребление спиртными напитками, курение во время беременности.
  • Осложнения во время беременности (гипоксия плода, конфликт по резус-фактору, фетоплацентарная недостаточность).
  • Родовые травмы.
  • Поражение левого полушария, ДЦП, механические травмы конечностей.
  • Наследственность. Вероятность рождения в семье леворукого малыша составляет 17%, если один из родителей имеет данную особенность, 46% - если оба.

Признаки

Формирование ведущей руки завершается у малыша в возрасте 4-5 лет. До этого периода допустимо использование им обоих рук. На данном этапе развития доминантность полушария мозга не определена. После 5 лет основной признак леворукости - выполнение бытовых действий левой рукой (чистка зубов, прием пищи, рисование, письмо, складывание кубиков, конструктора, расчесывание и т.д).

Диагностика

Диагностировать данную особенность несложно. Обычно родители сами определяют, что их малыш левша, наблюдая за его действиями.

Существуют задания, позволяющие диагностировать леворукость:

  • Рисование . Перед малышом кладут лист бумаги, карандаш и просят его нарисовать все, что ему захочется. Затем предлагают нарисовать то же самое, но другой рукой. После чего сравнивают качество выполненных рисунков.
  • Открывание коробочки . Положить в коробку любую игрушку, закрыть крышкой и попросить ребенка ее достать. Если преобладает левая рука, то соответственно, ей и будет открываться коробка. Для более достоверных данных задние следует повторить несколько раз.
  • Игра в мяч . Мама и ребенок бросают мяч друг другу, используя при этом только одну руку. Понаблюдайте, какой рукой он бросает и ловит мяч.
  • Вырезание . Ребенку предлагают вырезать любую картинку из открытки или журнала, при этом наблюдают за активностью левой и правой руки.
  • Мозаика или пазлы . Ребенку предлагается сложить картинку из несложных фрагментов, рассчитанных на его возраст. При выполнении задания отчетливо видно, какую руку он использует активнее. Именно ведущей рукой он будет брать фрагменты и укладывать их на нужное место.

Во время проведения заданий на леворукость, ребенок не должен знать об этом. Это обеспечит чистоту эксперимента.

Возможные проблемы в школе, жизни

Весь мир подстроен под правшей, поэтому левше приходится трудно. По статистике, такие дети испытывают трудности при адаптации в школе и общении.

Типичные проблемы:

  • Трудно запоминать направление хода часовых стрелок.
  • Трудно ориентироваться в пространстве (право-лево). При переходе дороги, правша сначала посмотрит налево, а затем направо. У левши все наоборот, сначала он посмотрит направо, а только потом налево. Поэтому родителям важно учитывать эти нюансы, при обучении малыша правилам дорожного движения.
  • Зачастую при рисовании малыш не может правильно распределить пространство листа, части рисунка «наплывают» друг на друга, причина - особенности зрительного восприятия.
  • Левша с трудом воспринимает и запоминает конфигурацию букв и цифр. У него страдает техника чтения и письма. Он может путать сходные по форме буквы и цифры, может писать лишние элементы, с трудом различает и выделяет геометрические фигуры.
  • Зеркальное написание букв и цифр, зеркальное чтение, рисование, восприятие объемных предметов. При письме ребенок левша пишет текст, таким образом, что прочитать его можно поднеся к зеркалу. Тоже касается и рисования.

Но, несмотря на все это, левши зачастую показывают просто феноменальное способности к адаптации.

Если после 10 лет зеркальное восприятие сохраняется, ребенок нуждается в специальных занятиях, которые корректируют этот недостаток.

Нужно ли переучивать

Пытаться переучивать леворукого ребенка на праворукого не стоит. Маленькие глаза, цвет волос, смуглая кожа, веснушки, ведь эти особенности внешности никто же не пытается изменить. Также и с леворукостью — это особенность ребенка, не более.

Как правило, переучивание левшей приводит к нежелательных последствиям. Малыш становится капризным, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит, появляются головные боли и повышенная утомляемость. В некоторых ситуациях, могут развиться такие осложнения, как заикание, нервный тик, энурез (недержание мочи), невроз.

  • завязывать, развязывать узелки на веревке;
  • собирать палы, мозаику;
  • собирать, разбирать конструктор, например, Лего;
  • крутить, вертеть карандаш в руке.

Министерство здравоохранения с 1985 года приняло постановление о запрете переучивания левшей на правшей. Также запрещено снижать им оценки в школе за почерк.

Итак, если ваш ребенок левша, знайте, он очень ранимый, чувствительный. Для него губительны излишние нагрузки, он склонен к самоедству и чувству вины. Это особенный ребенок, которому требуется больше внимания. Вы должны принять его таким, какой он есть. Помните, что леворукость - это просто особенность тела, не недостаток и не патология, это нормально.

Просмотров: 2579 .

Ремеева А.Ф.
Кандидат психол. наук, доцент.
Москва.

Левшество - леворукость

В ряде современных исследований, посвященных левшам, принято разводить понятия левшества и леворукости. Левшество определяют как более широкое понятие, включающее, наряду с леворукостью, левую асимметрию в совместном функционировании парных органов. "Левшество не сводится лишь к леворукости. Оно возможно в функциях всех парных органов". Под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. При правшестве преобладают правые части. Возможна симметрия функций обеих частей.

Традиционно, в обыденной жизни мы называем людей, предпочитающих использовать предпочтительно левую руку в различных действиях именно левшами. Слова "левша" и "леворукий" употребляются зачастую как синонимы. Хотя левшой можно назвать и левоногого и левоухого и левоглазого и т.д.

Среди факторов, определяющих леворукость называются: наследственный и внешней среды. Леворукость считается наследственным признаком.

Симметрия - асимметрия

Для объяснения природы левшества привлекается принцип симметрии-асимметрии. Этот принцип приобретает все большее значение в научном познании, в исследованиях явлений природы, происхождения асимметрии мозга.

Развитие центральной нервной системы, начиная уже с плоских червей, сопровождается возникновением двусторонней (билатеральной) симметрии всего тела. В процессе филогенеза у человека каждое полушарие мозга приобретает все большую специализацию, что особенно проявляется в предпочтительном пользовании правой или левой рукой, развитии речи, того или иного способа приема и переработки информации.

Эволюция представлений о функциональном значении парности полушарий берет свое начало от признания независимости и равноценности полушарий как двух органов психики. Это представление позже сменилось концепцией доминантности полушарий, утверждающей ведущую роль левого полушария в реализации речи и некоторых психических процессов, а также представлением о ведущей роли правого полушария в невербальных процессах. И, наконец, к концепции функциональной специфичности.

На данном этапе развития психологии идет все более глубокое изучение мозговых основ различных видов психических процессов. На сегодняшнем этапе развития нейропсихологии наиболее актуальны с этой точки зрения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

В отечественной психологии проведена огромная работа по изучению данной проблемы. Сотрудниками лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова А.А. Невской и Л.И. Леушиной получены обширные данные о различиях в обработке информации обоими полушариями головного мозга. Этому же вопросу посвящены работы Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой, которые выдвинули пространственно - временную гипотезу функциональной асимметрии мозга. По их мнению, первое, главное несходство полушарий - их пространственное различие, их противопоставление друг другу. Второе отличие - несходство функций полушарий в парной их работе во времени: правополушарная функция - в настоящем - прошлом, левополушарная - в настоящем - будущем времени.

Разделение головного мозга на два функционально неравнозначных органа рассматривается современной наукой как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности.

Асимметрия мозга изучается в связи с проблемой индивидуализации обучения. В связи с этим направлением работы необходимо отметить исследования В.Г. Степанова, который выявил психологические особенности перцептивной деятельности школьников, связанные с функциональной асимметрией мозга. Также им разработаны психолого-педагогические рекомендации по учету данных особенностей в учебно-воспитательной работе.

В конце 50-х годов В.Г. Степанов, занимавшийся проблемами зрительного восприятия, дал экспериментально обоснованное и наиболее полное современное описание двух основных типов восприятия - "детализирования" и "угадывания", что позволило сформировать развернутое представление о течении процесса восприятия. Успешнее решалась эта проблема с помощью методики по наблюдению постепенно уточняющегося изображения на экране оптико-электронной установки.

Позднее результаты, полученные с использованием вышеуказанной методики, были подтверждены на больных с "расщепленным" мозгом. Эти исследования проводились в США под руководством Сперри, который выяснял, что произойдет с процессами приема и переработки информации, если полностью перерезать мозолистое тело, разобщив тем самым большие полушария мозга человека. Больных людей иногда подвергают этой операции, чтобы ослабить проявление эпилепсии. Сперри наблюдал пациентов с "расщепленным" мозгом в различных экспериментальных ситуациях. В одной из них испытуемый находился перед экраном, на который проецировались изображения разных предметов, попавшие в левую или правую половину поля зрения.

Использование этой методики дало не только много сведений о латерализации церебральных функций больных людей, но и подтвердило данные об особенностях перцепции у человека при доминировании одного из полушарий, полученные в исследованиях В.Г. Степанова.

Представления о детализирующем и угадывающем способах восприятия полностью совпадают с представлениями о лево - и правополушарных стратегиях переработки информации. Данные недавних совместных исследований В. Г. Степанова с физиологом М.Н. Русаловой на здоровых людях показали, что в процессе детального восприятия у этих испытуемых преобладает активность левого полушария, а при угадывающем восприятии - правого. Выводы делались по показаниям блокады альфа - ритма в электроэнцефалограмме (ЭЭГ).

Накоплен огромный эмпирический материал по изучению межполушарной асимметрии головного мозга. Обобщая имеющиеся в научной литературе факты, дадим характеристику лево - правополушарных стратегий переработки информации.

Лево - правополушарные стратегии переработки информации

Для левого полушария коры головного мозга человека характерен аналитический, рационально-логический характер психической деятельности, сукцессивная организация протекания различных психических процессов. Информация обрабатывается небольшими порциями, последовательно. Вид информации, которой оперирует полушарие: слово и другие условные знаки. Характерна направленность на отражение искусственных форм (символов, знаков). Данное полушарие осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические правила. Логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную. В левом полушарии головного мозга сконцентрированы механизмы абстрактного мышления, выполняется схематическое распознавание отдельных объектов. Данному полушарию присуща большая вербализованность. В нем осуществляются собственно языковые (грамматические в самом широком смысле слова) операции над текстом. В этом полушарии находятся те обусловленные культурно-исторические программы поведения, которые общество присваивает человеку.

Для правого полушария коры головного мозга характерны синтетичность, доминирование интуиции, непроизвольные формы реализации психических процессов, симультанная обработка больших объемов информации. Вид информации, которой оперирует полушарие: образы и другие невербальные сигналы, характерна направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, которое создает живой и полнокровный, натуральный образ мира. Здесь находится основная зрительная память с "записанными" для каждого класса объектов реализациями (изображениями конкретно виденных представителей данного класса). Малая вербализованность. С правым полушарием связано художественное видение мира.

Выявлено статистически значимое преобладание индивидов с левополушарной специализацией в Западной цивилизации, а с правополушарной - в Восточной цивилизации.

Необходимо отметить, что полно описанная функциональная асимметрия мозга человека, как выяснилось в последних исследованиях, присуща только праворукому большинству человечества. Она состоит в разграничении функций правого и левого полушарий мозга в общем их деле - в осуществлении психической деятельности. Каждый левша выглядит имеющим свою функциональную организацию мозга, отличную от таковой у других левшей и амбидекстеров. Очевидно также и то, что левши не являются полными функциональными антиподами правшей.

Разновидности асимметрий

Асимметрия рук относится к моторным асимметриям. Наряду с моторными асимметриями (рук и ног), выделяют сенсорные асимметрии (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), а так же психическую асимметрию.

Левши давно известны как предпочитающие в мануальных действиях левую руку. Она используется в жестах. Ее движения более индивидуализированы, отражают эмоциональные особенности человека. Хуже изучены другие проявления двигательного левшества, в частности - левоногость.

Присущее каждому индивиду сочетание моторных и сенсорных асимметрий названо исследователями индивидуальным профилем функциональных асимметрий.

Диагностика левшества

Существует несколько вариантов определения ведущей руки. Это методы количественной оценки рукости с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Наиболее объективными представляются методики, оценивающие участие рук в процессе выполнения различных действий.

Левоногость - еще одно проявление двигательного левшества. Левоногость определяется по результатам самооценки различных действий, а так же по результатам теста и функциональных проб.

Левшество возможно в разных функциях зрения. Чаще исследуется асимметрия по прицельной способности глаз.

Для установления левшества или правшества слуха чаще используется метод дихотического (одновременно на два уха предъявляемых слов) прослушивания.

Исследователями Доброхотовой Т.Л. и Брагиной Н.Н. создана методика составления индивидуального профиля функциональных асимметрий человека, включающая в себя самооценку, функциональные пробы, тесты выявления левшества рук, ног, зрения, слуха и осязания.

Представленность леворуких в человеческой популяции

Человечество представлено двумя неравнозначными по численности группами леворуких и праворуких людей. При этом подавляющее большинство лиц обнаруживают привычную и знакомую нам структуру психической деятельности. Она присуща правшам. Она же повторяется у многих левшей. В реальной жизни отсутствует такой идеальный левша, который был бы полным антиподом правши.

В процентном соотношении леворукие среди 18-25 -летних людей составляют примерно 5%.

Получены данные, свидетельствующие о несходной частоте леворуких в зависимости от возраста, пола, рода деятельности. Есть данные о том, что различаются соотношения леворуких среди родившихся в разных регионах Земли и в разные времена года.

В различных возрастных группах исследователи отмечают снижение количества леворуких с увеличением возраста испытуемых.

Левшество и правый мир

Праворукому большинству человечества трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются левши в повседневной жизни. Практически все бытовые предметы, профессиональные инструменты, приборы приспособлены к оперированию ими правой рукой. Каждому левше приходится приспосабливаться к этому "правому" миру, переживая при этом дискомфорт.

Отношение праворукой части людей к левшам далеко не однозначное. Оно варьируется от положительного, даже восторженного до крайне негативного. Само слово "левый" употребляется как некая отрицательная характеристика чего бы то ни было. А как насчет "левого товара", или "пойти на лево"?!

Объективные психологические исследования показывают, что левши имеют более высокие, чем правши, показатели целостной нервно- психической деятельности и адаптационные возможности. У левшей отмечены лучшие по сравнению с правшами показатели адаптации к трудным климатическим условиям. Наряду с этим, исследователями отмечено, что левши более тревожные. Некоторые ученые отмечают, что характерным для леворукого ребенка можно считать асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия.

"Самые способные" среди леворуких детей, если не вынуждать их переучиваться, могут обнаруживать высокие показатели психического развития, математические способности, особые достижения в архитектурной деятельности. Преимущества левшей особо ярко выступают в некоторых видах спорта (бокс). В игровых видах спорта левши усиливают эффективность командной игры.

Левшество и гениальность

Представление о леворуких людях, как о людях, весьма отличных от праворукого большинства человечества породило немало мнений об исключительности, оригинальности этих людей. Вспомнить хотя бы "Левшу" Н.С. Лескова. Герой этого произведения, левша, сумел превзойти всех мастеров. Мы склонны считать, что необходимо создавать условия, которые обеспечивали бы левшам возможность сохранять уникальность своего мироощущения. Это позволило бы в полной мере развить те задатки, которые заложены природой в каждом левше.

Есть данные о том, что леворукие встречаются чаще, чем в обычной популяции, среди "артистически одаренных... художников, и архитекторов... спортсменов игровых видов спорта" и реже - у 4% - среди инженеров, и чуть чаще - 7,5% - среди занятых физическим трудом.

Среди людей одаренных и поистине гениальных встречается не мало левшей. Приведем лишь краткий перечень общепризнанных гениев, являющихся левшами.

Римский император Тиберий, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Александр Македонский, Карл Великий, Наполеон, Жанна д" Арк, Карл Бах, Бенджамин Франклин.... Этот список можно было бы продолжить.

Обучение леворуких детей

По данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей. Поэтому современные исследователи много внимания уделяют проблеме леворукости. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли Безруких М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др.

Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно- пространственными заданиями, чем со словесными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушения наглядно - образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия, особенно трудно для них мысленное манипулирование...

Особенности способов приема и переработки информации у человека и участвующие в них виды познавательных процессов различны. Между тем общепризнанно, что наша цивилизация на протяжении нескольких столетий опирается при обучении на детализирующий (или левополушарный) способ приема и переработки информации. Это при том, что угадывающий (или правополушарный) способ благоприятствует в наибольшей степени развитию творческих потенций человека, интуиции, то есть, способствует раскрытию новых больших личностных возможностей учащихся. Необходима дифференциация обучения школьников с учетом их приверженности определенному способу познания в течение всех лет пребывания в школе.

Сказанное требует нового подхода к решению проблем учета индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности в обучении и воспитании. Эта проблема имеет огромное практическое значение, поскольку одна из главных задач современных наук о человеке, и, прежде всего, современной психологии, состоит в выяснении возможностей, методов, средств формирования и развития индивидуальности человека.

Сложность положения учащихся - левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Отчасти это объяснялось отсутствием методик обучения письму левой рукой. На сегодняшний день в лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО под руководством М.М. Безруких разработана методика обучения письму леворуких детей.

В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании, обучении леворуких детей. Но в последние десятилетия указывается на необходимость учета и других проявлений левшества - сенсорного и психического. Много работ посвящено вопросу о нецелесообразности переучивания леворуких детей. Еще в 1911 году Лиепман счел вмешательство в нормальное развитие леворукого ребенка, по меньшей мере, неуместным. В 1924году Капустин А.А. высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало воспитание левой руки.

В 1948 году Аркин Е.А. назвал "физиологической ошибкой" переучивание леворуких детей, мешающее их физическому и интеллектуальному развитию, способствующее формированию невротических состояний из-за игнорирования "природной направленности и одаренности натуры". Учет последних повышает эффективность обучения и социальных достижений, избавляет от множества трудностей, возникающих при переучивании.

А.В. Семенович отметила, что левши составляет около 70% детей с трудностями школьного обучения. Левшество она представляет как "одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности", подлежащую обязательному учету. Поэтому необходима разработка "грамотного психолого-педагогического сопровождения" обучения детей-левшей.

Возникают значительные трудности при письме леворукими правой рукой. Считается необходимым индивидуальный подход к обучению леворуких детей письму по методике, разработанной специально для левшей.

Зачастую насильственное обучение письму правой рукой приводит к таким типичным ошибкам при письме, как пропуск букв, знаков, зеркальное письмо. Такие дети часто путают буквы, не дописывают фразы, и слова.

Из-за частых неудовлетворительных оценок формируется негативное отношение к школе.

Воспитание и обучение детей-левшей, очевидно, должно быть направлено не столько на приспособление к правому миру, сколько на возможно более полное раскрытие их природных склонностей. Поэтому представляются целесообразными модификация существующей для правшей, а так же разработка специальной системы обучения левшей, предусматривающей широкие их различия между собой.

Все более веско обосновывается мысль о недопустимости переучивания левшей в процессе их физического воспитания или обучения разным видам спорта. Показано замедление физического развития (роста тела) левшей -юных футболистов, обучавшихся техническим приемам через неведущую (правую) ногу.

Результаты нашего исследования так же подтвердили мнение о нецелесообразности переучивания леворуких детей преимущественному пользованию (в том числе при письме) правой рукой.

В результате использования методики определения ведущей руки были получены следующие результаты. Из 70 испытуемых-подростков выявлено 2 не переученных левшей (мальчик и девочка). Вместе с переученными левшами (5 подростков) они составили 11.5 % от общего числа испытуемых. Эти показатели соответствуют результатам обширного исследования, проведенного для выявления количества леворуких среди детей разного возраста. И левши, и переученные левши представлены испытуемыми обоих полов.

Трое из пяти переученных левшей обладают наследственной леворукостью. Один - графический левша (то есть он рисует левой рукой), остальные четверо переученных левшей и рисуют, и пишут, правой рукой. Трое из этой группы испытуемых - яркие бытовые левши.

Правополушарный когнитивный стиль (угадывающий способ зрительного восприятия) представлен тремя переученными левшами. Левополушарный когнитивный стиль - двумя.

Левополушарный и правополушарный способ познавательной деятельности представлен как переученными левшами, так и не переученными левшами. Преимущественное использование левой руки в графической и бытовой деятельности не всегда означает доминирование правого полушария, поскольку нами выявлен левша с детализирующим способом зрительного восприятия и аудиальной модальностью в качестве основной в структуре репрезентативной системы.

Исследование типов репрезентативных систем подростков (репрезентативная система - система, посредством которой индивидом воспринимается и используется информация, поступающая по сенсорным каналам) показали, что для угадывающего способа зрительного восприятия характерно преобладание визуальной или кинестетической репрезентативной системы. Но один из трех переученных левшей с правополушарным когнитивным стилем обладает в качестве основной аудиальной репрезентативной системой, нарушая тем самым выявленную закономерность. Поскольку это единственный случай, когда тип репрезентативной системы не соответствует способу зрительного восприятия, то можно предположить, что данный прецедент обусловлен переучиванием левши преимущественному пользованию правой рукой. Вероятно, переучивание нарушило нормальное развитие функциональной асимметрии полушарий головного мозга данной испытуемой.

Для индивидов с левополушарным когнитивным стилем, как показали наши исследования характерно обладание аудиальной основной модальностью. Но переученные левши с левополушарным когнитивным стилем обладают кинестетической основной модальностью в структуре репрезентативной системы, что тоже нетипично для испытуемых с левополушарным когнитивным стилем. Таким образом, выявленная взаимосвязь способов зрительного восприятия и типов репрезентативных систем подростков нарушается только в случаях наблюдаемого переученного левшества.

Двое выявленных левшей (леворуких учащихся) имеют различные типы когнитивных процессов: право - и левополушарный. Левша с детализирующим типом зрительного восприятия обладает аудиальной репрезентативной системой. Испытуемая- левша имеет угадывающий тип зрительного восприятия и полимодальную систему репрезентации мира. Учителями она была единодушно отмечена как наиболее успешная ученица.

Средняя оценка успеваемости по всем изучаемым предметам у переученных левшей- 3 балла. Необходимо отметить, что двое из 5 переученных левшей - второгодники. Все испытуемые данной группы испытывают трудности в обучении.

Переученные левши имеют более низкие показатели успеваемости, чем праворукие учащиеся и левши. Так средний показатель успеваемости праворуких подростков- 3,8 балла, переученных левшей- 3,04 балла. Использованный для проверки гипотез о достоверности разницы средних метод Стьюдента показал, что данные выборки не могут принадлежать к одной популяции ((= 1,43; (= 66; ((0,05; достоверно). Средняя оценка у левшей - 4,14 балла. Разница средних этой подгруппы и правшей недостоверна ((= 1,21; (= 63; ((0,05; недостоверно), следовательно, мы можем их отнести к одной популяции. Следовательно, факт переучивания испытуемых левшей преимущественному пользованию правой рукой негативно сказывается на результаты успешности их обучения.

Из изложенного очевидна необходимость такой организации обучения и воспитания детей, условий быта и труда взрослых членов общества, чтобы они способствовали гармоничному развитию, высоким социальным достижениям не только правшей, но и левшей.

В процессе обучения необходимо выявление моторной асимметрии, прежде всего, рук. При обучении левшей желательно сохранять индивидуальные предпочтения и развивать навыки пользования левой рукой для более полного раскрытия их природных склонностей. Для наилучшей адаптации к окружающему миру, необходимо обучать левшей пользованию правой рукой. Очевидна необходимость учета индивидуального профиля асимметрии учащихся для выбора системы обучения, которые должны быть различными для правшей и левшей.

Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин… Все эти великие люди были левшами. Невольно задумываешься: может быть, правы те, кто считает леворукость проявлением гениальности? Так или иначе, по данным исследователей разных стран, сегодня от 5 до 30% людей в мире – левши, и с каждым годом их становится всё больше. Как им помочь принять свою особенность, нужно ли их переучивать и есть ли особенности в подготовке и адаптации к школе таких детей, разбираемся в статье.

Почему возникает леворукость?

Леворукость не диагноз, а особенность развития, индивидуальный вариант нормы. Левши прибегают к помощи левой руки намного чаще, чем правой, однако это не единственное их отличие от правшей. Мозг леворуких людей тоже устроен по-другому. У правшей превалирует левое полушарие, отвечающее за правую сторону тела, а также логику и анализ. У левшей же всё наоборот: более сильно развита правая часть мозга, ответственная за левую сторону тела, образное мышление и воображение.

Исследователи выделяют несколько причин леворукости. Во-первых, это может быть генетическая особенность, наследственный признак. Во-вторых, леворукость «случается» как результат компенсации, возникшей из-за родовой травмы или патологии беременности на последних сроках. Также к развитию леворукости может привести травма правой руки, полученная в раннем детском возрасте. В ряде случаев леворукость – дело привычки: ребёнок повторяет за одним из родителей-левшей и постепенно привыкает к главенству левой руки.

Леворукость не следует путать с левшеством – специфическим типом нервной системы (прежде всего головного мозга), при котором ведущими являются левая рука, левая нога, левый глаз и левое ухо.

Левша или всё-таки правша?

Если ребёнок активно пользуется левой рукой, например держит в ней ложку, не стоит сразу утверждать, что он левша. У детей леворукость часто бывает временным явлением и свидетельствует лишь о том, что развитие межполушарного взаимодействия не закончено и доминирование левого полушария, а соответственно, правой руки в обеспечении двигательных функций (во время еды, при письме или рисовании и т.д.) не закреплено. В этом случае при постепенном увеличении функционального ресурса левого полушария нередко происходит «чудесное перевоплощение» левши в правшу. Утверждать на все сто, что ребёнок левша, можно только после 5 лет – к этому времени созревает правое полушарие.

Истинных левшей – тех, у кого правят бал не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо, – выведет на чистую воду простой тест: попросите малыша обеими руками взять будильник и послушать тиканье часов. Ухо, к которому ребёнок поднесёт будильник, и будет «ведущим». Для вычисления «ведущего» глаза сверните лист бумаги в трубочку и попросите ребёнка взглянуть через «подзорную трубу» на окружающие его предметы. Если ребёнок поднесёт её к левому глазу – он точно маленький левша.

Особенности леворуких детей

Как показывают исследования нейропсихологов, у истинных левшей мозговая организация совершеннее, чем у правшей. У них отлично развито мозолистое тело – особая зона, которая отвечает за взаимодействие полушарий головного мозга. Также у них симметрично расположены речевые зоны, тогда как у правшей они главным образом локализованы в левом полушарии. Благодаря всему этому истинные левши быстрее обрабатывают информацию, легче адаптируются в праворуком мире и нередко бывают талантливы в самых разных сферах.

Другое дело, когда леворукость – следствие родовой травмы. При таком раскладе правая рука оказывается слабее левой и хуже слушается, поэтому ребёнку приходится использовать генетически не ведущую левую руку. В отличие от истинных левшей, компенсаторным сложнее в обучении: задержка речевого и психического развития – частые диагнозы-спутники таких детей. У компенсаторных левшей мозг работает буквально «на износ», им необходима нейропсихологическая помощь. Что интересно, в противоположность истинным левшам, которых переучивать ни в коем случае нельзя, левши компенсаторные в результате специализированных тренировок вполне могут поменять ведущую руку и «перенацелиться» на правую.

Почему не стоит переучивать истинного левшу?

В советское время в отношении детей-левшей ни у родителей, ни у педиатров даже не возникало сомнений: рецепт был один – переучивать. Но всё же физиологами и психологами было доказано, что переучивать леворуких детей не стоит. Навязывание левшам противоречащих их природе навыков приводит к стрессу и негативно отражается на психологическом и физическом самочувствии. Последствиями переучивания могут стать: задержка физического развития, нарушение речи и мыслительных процессов, дислексия и дисграфия, нарушение сна и аппетита, резкая смена настроения, вспыльчивость и раздражительность.

В книге известного учёного-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Леворукий ребёнок» отмечено, что у левшей, которых переучивают, часто возникают и более тяжёлые состояния:

  • астенический синдром, симптомами которого становятся повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Письменные домашние задания выполняются с особенным трудом: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений, а повторное переписывание только ухудшает результаты;
  • школьные страхи – страх перед неудачей, перед письменной работой. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей;
  • невроз навязчивых состояний – он возникает в семьях,где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни;
  • невротический энурез (мочеиспускание), который вызывает у ребёнка чувство вины, страх неизбежности наказания и добавляет неприятностей с обучением;
  • невротическое заикание – оно усиливается после напряжённого выполнения письменных заданий правой рукой;
  • невротические тики – непроизвольные мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подёргивание носом, которые окружающие нередко принимают за кривлянье, дурачество;
  • истерические неврозы, которые могут проявляться в виде разных симптомов: истерической слепоты, рвоты, психомоторных припадков и т.п.

Как помочь малышу в обучении

Леворукие дети нередко испытывают сложности во время дошкольной подготовки и непосредственно учёбы. Им труднее выполнять задания: они медленно пишут, читают, им, как никаким другим, очень важен индивидуальный подход к освоению учебного материала – такой, какой в полной мере обеспечивает образовательная система «Начальная школа XXI века». При обучении леворуких детей чтению родители сталкиваются с нарушениями пространственного восприятия, например ребёнок переставляет буквы местами, перескакивает через строку и даже читает текст зеркально. Почерк у левшей неустойчивый, с изменяющимся наклоном и неравномерными штрихами, одна из частых проблем – зеркальное письмо.

(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

  1. Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
  2. Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
  3. Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками. Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
  4. Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
  5. Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
  6. Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.

Мария Березовская

Каждый ребенок уникален в своем развитии, взгляде на мир, пристрастиях и темпераменте. Но среди множества неповторимых ребятишек встречаются такие, чья непохожесть на других сразу бросается в глаза — дети, совершающие действия не правой, а левой рукой.

И это далеко не единственное отличие таких малышей от своих сверстников. О чем надо знать родителям леворукого ребенка и как ему помочь приспособится к устройству мира, рассчитанного на правшей?

Откуда такая особенность?

Причин леворукости достаточно много. Они могут быть как совершенно безобидны, так и иметь весьма серьезные предпосылки:

  • Это может быть врожденная особенность. Часто леворукие дети появляются в семьях, где один или оба родители обладают этой отличительной чертой. Кстати, есть мнение, что малыш от рождения в равной степени пользующийся обеими руками, просто копирует действия взрослых, и вырастает правшой или левшой, получая соответствующий пример.
  • Чаще эта особенность проявляется и у близнецов. В данном случае ученые связывают явление с недостатком питания или кислорода, когда более чувствительное левое полушарие мозга, отвечающее за работу органов правой стороны тела, развивается медленнее, нежели правое, ответственное за левую.
  • Третьей менее безобидной причиной может быть травма мозга, в результате которой левое полушарие было повреждено и часть его функций взяло на себя правое. Предпосылкой может стать родовая и даже послеродовая травма, а так же гипоксия плода, стресс и иные.
  • Наконец, развитие леворукости может быть связано с повреждением или недоразвитием правой руки. В этом случае ребенок просто вынужден использовать преимущественно левую.

Левша и леворукий — одно и то же?

В настоящее время уже никто не скажет однозначно, что таких особенных детишек нужно переучивать писать и рисовать правой рукой. Напротив, настаивать не стоит ни в коем случае. Тем ни менее, в любом правиле есть исключения. Чтобы понять, когда и как стоит вмешиваться в развитие малыша, стоит разобраться в понятиях «левша» и «леворукий».

Если по какой-то причине еще во время внутриутробного развития одно из полушарий головного мозга становится доминирующим, то уже с трех месяцев мама может заметить, что малыш в чаще использует одну сторону тела. Если большее развитие получило левое полушарие, то активнее правые ручка и ножка, если правое — левые. Оттого и еще одно название левшей — правополушарные.

Малыш начинает поворачивать головку чаще в определенную сторону, тянуться за игрушками не поочередно ручками, а одной, переворачиваться чрез один бок. Врожденные рефлексы так же быстрее исчезают на доминирующей стороне тела.

В этом случае с самого раннего возраста можно предположить, что ребенок является истинным левшой или правшой. То есть с явным доминированием одного из полушарий над другим в управлении движениями.

Кстати, у истинного левши ведущей оказывается не только левая рука. Он будет лучше слышать левым ухом, видеть левым глазом и чаще использовать левую ногу. У правши все соответственно наоборот. Об истинном левшестве можно говорить, если ребенок совершает более 75% действий, используя органы левой стороны тела.

Когда можно точно определить, что ребенок левша?

Гораздо чаще доминирование одного полушария над другим не заметно с самого рождения. Более того, в разные периоды внимательные родители могут отметить преимущественное использование то одной руки, то другой.

Намного точнее определить, что малыш левша удается только к 4-5 годам. В этом возрасте у ребенка окончательно определяется доминантное полушарие мозга, а, следовательно, и преимущественное использование одной руки.

До этого момента вполне допустимо предлагать малышу использовать правую руку для рисования. Однако если ребенок упорно хочет действовать левой — не настаивайте.

Насильственное переучивание может иметь самые нелицеприятные последствия:

  • малышу будет сложнее даваться речь;
  • могут возникать сложности с обучением и восприятием информации;
  • на фоне давления со стороны окружающих проявляться нервозы, энурез, заикание;
  • могут потеряться многие врожденные способности ребенка, особенно связанные с творчеством, музыкальным слухом, ориентацией и координацией движений.

Гармоничному развитию может помешать даже перетягивание ведущей руки в младенчестве. Это один из аргументов в пользу свободного пеленания.

Левша, правша или амбидекстр?

По достижении ребенком возраста 4-5 лет можно в игровой форме предложить ему выполнить ряд заданий на определение ведущей руки.

Наиболее простой тест предполагает 3 упражнения:

  • скрестить руки на груди (локоть ведущей руки окажется сверху);
  • сцепить пальцы рук в замок (большой палец доминирующей руки так же окажется сверху);
  • похлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

Есть и более подробные тесты, включающие обычные бытовые действия, например:

  • почистить зубы;
  • кинуть мяч;
  • налить воду;
  • отвинтить или завинтить крышку на бутылке;
  • открыть коробочку;
  • подцепить ложкой мелкий предмет;
  • взять книгу с полки.

Таким образом, можно просто понаблюдать за ребенком и отметить для себя какой рукой он чаще, активнее и точнее пользуется. Так же стоит предложить малышу непривычные для него действия. В этом случае вероятность использования ведущей руки возрастает, поскольку стереотипа выполнения задания у ребенка еще нет.

Кто такой амбидекстр?

Слово амбидекстрия происходит из двух латинских слов ambi — «оба» и dexter — «правый». Амбидекстр — это человек, у которого в равной степени развиты обе руки. Он может выполнять одни и те же действия с одной и той же эффективностью, как левой, так и правой рукой. По статистике всего 1% новорожденных детей имеют врожденную амбидекстрию.

Наиболее полную систему тестов предлагают М.Г. Князева и В. Ю. Вильдавский. Она включает как бытовые действия, так и графические задания, позволяющие определить не только ведущую руку, но и возможность малыша пользоваться другой рукой при письме.

Если малыш оказывается «графическим правшой», но в большинстве обычных манипуляций является левшой, целесообразно постепенно приучать его писать именно левой рукой. И наоборот, может оказаться, что малыш правша, но из-за травмы или в силу привычки рисует левой рукой. Такого леворукого ребенка переучивать стоит.

Если же к 5-6 годам ведущая рука не определяется, и малыш справляется с заданиями то одной то другой рукой примерно в равной степени, то он остается амбидекстром. У таких людей полушария мозга действуют совместно. Ребенок амбидекстр вполне сможет писать, рисовать и чертить и правой и левой рукой без каких-либо последствий со стороны нервной системы.

Но даже если вы заметили, что малыш практически наравне использует обе руки, не стоит настаивать на письме исключительно правой. Лучше сходить к детскому психологу, который поможет малышу определиться.

Левша — особенный ребенок

Не утихают споры о том, в чем еще отличается левша от правши. Некоторые считают таких детей более одаренными, другие отмечают сложности, с которыми им даются точные науки и овладение грамотой. Тем ни менее, правополушарных малышей объединяют общие черты:

  • эмоциональность;
  • развитое пространственное мышление;
  • склонность к гуманитарным наукам;
  • способность легче осваивать технику;
  • умение быстро адаптироваться;
  • некоторая медлительность в решении поставленных задач;
  • творческий подход ко всему;
  • развитое воображение;
  • артистизм;
  • большая контактность и общительность.

В силу более развитого «творческого» полушария головного мозга такие дети склонны к созиданию и более многозадачны. А вот математические действия и логические построения могут вызвать у них затруднения.

Проблемы обучения ребенка левши

Уже при подготовке к школе родители маленького левши могут столкнуться с рядом проблем. Дело в том, что такие дети рассуждают и мыслят несколько иначе, нежели их левополушарные товарищи. Они склонны обобщать и воспринимать предметы и явления в целом, а не как совокупность отдельных элементов. Соответственно и анализ для ребенка левши — дело довольно непонятное.

Левше гораздо сложнее ориентироваться при работе с текстом, будь то написание или чтение. Такой малыш часто начинает читать справа налево. Даже при написании букв ребенок может «отзеркаливать» их изображение.

В этом нет ничего страшного, подобное встречается и у левополушарных детей, однако родителям придется дополнительно потренироваться с ребенком, чтобы первый класс не стал для него причиной огорчений. Например, отмечать начало строки символом или цветом.

Кстати, слова малышу с более развитым правым полушарием так же намного проще воспринимать как единое целое, а не состав букв. Легче такому ребенку будет даваться и запоминание целых слогов. Таким образом, если в раннем возрасте Вы заметите, что дома растет маленький левша, будет целесообразно подойти к его обучению с использованием методики глобального чтения.

Могут возникнуть проблемы с арифметикой. Но при должном усердии ребенок вполне освоит алгебру, порой удивляя учителя нестандартным подходом. Зато геометрия будет даваться чаду легко благодаря развитому воображению.

Чем помочь ребенку, если он левша?

Леворукому ребенку не просто в мире праворуких людей. Если Вы правша, то обратите внимание хотя бы на дверные ручки. Удобно ли открывать большинство из них левой рукой?

Покажите пример

Малыш левша не может в точности скопировать движения взрослых, которые они совершают правой рукой. Выходит, что такому ребенку нужно догадаться, как выполнить похожее действие «зеркально». Поэтому первое, что можно сделать для маленького левши — показать пример, используя левую руку.

Тренируйте руки

Еще одна проблема заключается в том, что моторика верхних конечностей напрямую влияет на развитие соответствующего полушария. Поэтому крайне важно предлагать малышу занятия, требующие использование обеих рук. Например:

  • игры с мячом: ловить, кидать, толкать, отбивать обеими руками и поочередно то одной то другой;
  • плавание;
  • гимнастика с гантелями;
  • прыжки на скакалке;
  • вязание;
  • разминание глины.

А так же упражнения на мелкую моторику, которые показаны всем дошколятам:

  • перекладывание и перебирание круп;
  • составление аппликаций;
  • раскручивание мелких деталей;
  • шнурование;
  • завязывание узелков, бантиков и тд.

Дайте таланту реализоваться

В связи с большой артистичностью малыша и склонностью к творчеству целесообразно отправить кроху в соответствующий кружок или театральную студию. Если чадо изъявило желание заняться танцами, живописью, каким-то спортом — идите навстречу. В любом случае помочь ребенку развить его творческие способности стоит.

Не задевайте малыша

Следует помнить о высокой возбудимости и ранимости маленького левши. Ни в коем случае не акцентируйте внимание на этой особенности в негативном ключе. Даже если у ребенка возникают проблемы с письмом, не стоит говорить, что все дело в левой руке. Подобные высказывания могут оставить след в душе ребенка на многие годы.

Остро отреагирует такой малыш и на любое порицание, повышение голоса или просто излишнюю строгость. Как все артистичные натуры, Ваш ребенок особенно остро нуждается в поддержке, понимании и принятии. Поэтому чтобы сохранить доверительные отношения со своим чадом чаще хвалите его и подбадривайте, а свое недовольство высказывайте спокойным тоном.

Сделайте жизнь ребенка удобнее

Приобретайте любые предметы, способные облегчить жизнь малыша. В последнее время их появляется все больше — специальные ножницы, ручки, карандаши. Не так давно появились даже прописи для детей, использующих левую руку. Буквы в них расположены с обратным наклоном. Это позволяет развивать каллиграфию у левши, что еще совсем недавно казалось почти невозможным.

Разумеется, стоит предупредить воспитателя в детском саду и учителя в школе о том, что малыш левша. Это позволит наставнику лучше организовать рабочее пространство ребенка и оградить его от ненужных расспросов.